?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

С 14 по 15 февраля в Нижнем Новгороде работал форум «Качество ОПК-2018». Пресс-служба «МИГ» и СМИ сообщают, что в его последний день представлявшие самолетостроительный гигант «МИГ» специалисты представили систему менеджмента «КАНАРСПИ XXI века». Новой ее можно назвать лишь с большой натяжкой, ведь разговоры в авиастроении об этой системе ведутся еще с 2014-2015 года, а в интернете можно ознакомиться с тендерной документацией, где от претендентов уже сейчас требуется наличие элементов этой системы менеджмента качества. Как пояснили представители «МИГ» на форуме, «КАНАРСПИ XXI века» создана на базе советских методов управления качеством КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий, - ред.), БИП и МАП (малоизвестная сегодня система качества авиационной промышленности СССР, - ред.) – это с одной стороны, с другой, – утверждают близкие к «МИГ» эксперты, – новая система менеджмента вобрала в себя передовые зарубежные подходы. Сообщается, что заслуга разработки «КАНАРСПИ XXI века» принадлежит Казакову В.Г., который является действующим экспертом по управлению качеством в авиастроении, а в 1981-1992 годах руководил службой качества авиационной промышленности Советского Союза. Система КАНАРСПИ появилась в 1958 году и была внедрена впервые на Горьковском авиационном заводе имени С. Орджонекидзе №21. Создание «советской системы менеджмента качества» в то время, когда не было даже самого понятия СМК, связывают с именем известного советского специалиста по качеству Т.Ф. Сейфи. В 2016 году ему исполнилось бы ровно 100 лет со дня его рождения.

Свою систему «КАНАРСПИ XXI века» Казаков В.Г. видит в качестве альтернативы ISO 9001 в авиастроении и ОПК. В одной из своих статей он пишет, что с ликвидацией военных министерств (1992) при распаде СССР был забыт опыт советского ОПК по управлению качеством жизненного цикла авиационной техники. Вместо этого топ-менеджеры предприятий ОПК стали внедрять стандарты серии ISO 9000, «которые были разработаны для предотвращения заполнения рынка некачественной продукцией при объединении европейских государств в Евросоюз». Как пишет Казаков В.Г., ISO 9001 не подходил для наукоемкой продукции, а был ориентирован исключительно на товары и услуги широкого потребления. Свидетельство этого автор видит в скором появлении AS 9100 в аэрокосмической промышленности и отдельных отраслевых стандартов на СМК (Системы менеджмента качества, - ред.) в мировом автомобилестроении. С точки зрения создателя «КАНАРСПИ XXI века» в ОПК целью управления качеством являются «процессы обеспечения показателей качества», поэтому оценивать их можно только на соответствие установленным в нормативно-технической документации показателям качества, причем объективно оценка этого соответствия может проводиться только государственным заказчиком. Тем временем сейчас в отрасли действует добровольная сертификация по стандарту «ГОСТ РВ» (ГОСТ РВ 0015-002, - ред.) на основе ISO 9001, что совершенно оторвано от потребностей отрасли. Органы по сертификации в этой системе оценивают лишь соответствие документов СМК, «не связывая эту оценку с достижением показателей качества военной продукции и ее компонентов соответствия требованиям заказчика». Эти рассуждения приводят автора к мысли, что ISO 9001 для гособорнзаказа не подходит.

Другие эксперты по управлению качеством, которые успели высказаться о новой СМК «КАНАРСПИ XXI века», указывают на то, что и с ней не все благополучно. Например, гендиректор «Союза автопроизводителей» Горбунов Е.А. полагает, что в современных условиях нельзя будет с КАНАРСПИ найти финансирование, поскольку в советское время (в условиях плана) была другая «схема распределения средств». Известный специалист Лапидус В.А. назвал «КАНАРСПИ» «великой системой», но призвал изучить подлинную потребность в ее модернизации и втором издании. По его словам, многие элементы «КАНАРСПИ» могут быть уже частично или полностью быть реализованы другими популярными современными подходами.

«Сравните: качество с первых изделий и встроенное качество – это одно и то же? Во всяком случае, суть одна», – проиллюстрировал свои слова примером В.А. Лапидус.

Читать на сайте 1CERT.RU