?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись



Источник: автором статьи является Дуг Милн (Doug Milne, - ред.), она впервые опубликована на английском языке, на сайте одного из крупнейших в мире органов по сертификации «DNV GL». Штаб-квартира организации находится в Милане, Италия.


Беглое напоминание 10 обязательных параграфов стандартов на системы менеджмента в соответствии с единым шаблоном ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, - ред.):


  1. Область применения.

  2. Нормативные ссылки.

  3. Термины и определения.

  4. Среда организации.

  5. Лидерство.

  6. Планирование.

  7. Поддержка.

  8. Рабочий процесс.

  9. Оценка деятельности.

  10. Улучшение.

Данная статья серии будет посвящена Разделу №9 и №10. Я решил прокомментировать сразу два раздела в одном посте по ряду причин. Во-первых, оба во многих аспектах очень напоминают действующие ISO 9001:2008 и ISO 14001:2004. Ну и, нужно сказать, что детали, важные для оценки деятельности, внутренних аудитов в готовящихся новых редакциях ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015 присутствуют и в 9 и в 10 разделе, а не сосредоточены где-то в одном месте. В этом смысле разделять их при рассмотрении было бы неправильно.

Параграф №9 перекрывает три важнейших элемента системы менеджмента:

9.1 Мониторинг, измерения, контроль и анализ.

9.2 Внутренний аудит.

9.3 Анализ со стороны руководства.

Интересно, что в пункте 9.1 содержание различается в ISO DIS 9001:2015 и в ISO DIS 14001:2015. Новая «Девятка» (так иногда называют ISO 9001, - ред.) в пункте 9.1 развивает хорошо знакомую тему удовлетворенности потребителей, анализа и оценки, в то время как ISO DIS 14001:2015 в 9.1 держится проблематики оценки соответствия требованиям. В обоих случаях мы имеем дело с требованиями, которые очень похожи на то, что уже присутствует в действующих редакциях, однако новые документы отличает еще более глобальный подход, еще более расширенный контекст, да еще больший акцент на свидетельствах оценки ключевых данных о выполняемой деятельности. Подпункты 9.2 «Внутренний аудит» и 9.3 «Анализ со стороны руководства» по большей части не изменились, но добавилось рассмотрение новых, ранее не проговаривавшихся аспектов проблематик, которым они посвящены, а также язык изложения подогнали к новому языку стандартов, который связан с оценкой рисков и возможностей; с такой темой как среда организации.

Раздел №10 «Улучшение», по сути, посвящен двум главным темам:


  • Несоответствия и корректирующие действия (подпункт 10.2 в ISO DIS 9001:2015 и подпункт 10.1 в ISO DIS 14001:2015, - прим. авт.).

  • Постоянное улучшение (подпункт 10.3 в ISO DIS 9001:2015 и подпункт 10.2 в ISO DIS 14001:2015, - прим. авт.).

Почему возникла разница в нумерации подпунктов двух будущих стандартов? Дело в том, что в ISO DIS 9001:2015 есть специфический подпункт 10.1, который описывает, чем является улучшение именно для системы менеджмента качества по ISO 9001. Требуется анализировать процессы, продукцию и услуги, так же, как и результаты функционирования системы менеджмента качества. Здесь есть небольшое полезное напоминание, что конкретные механизмы улучшений могут быть различными: один метод предполагает поток непрерывных и относительно незначительных улучшений, второй – стратегический, внедрение заранее спланированных масштабных изменений, есть также метод, основанный на целенаправленной подготовке прорывных инноваций и внедрении радикальных изменений (Подробнее об этом смотрите здесь, - ред.).

В подпунктах, где речь идет о несоответствиях и корректирующих действиях большая часть содержания, по большому счету, ничем не отличается от того, что уже есть в действующих редакциях ISO 14001 и ISO 9001. С другой стороны, как многие уже знают, термин «предупреждающие действия» полностью исчез из обоих стандартов. Почему? А потому, что HLS (High level Structure – единая структура для всех MSS-стандартов ISO, MSS – Management System Standards, - ред.) основана на риск-менеджменте, подразумевающем идентификацию рисков и управление ими с постоянной целью их полного устранения. Следовательно, просто нет необходимости в таком термине как «предупреждающие действия», если мы придерживаемся принципов и предупреждающих действий в рамках риск-менеджмента.

Содержание подпункта, который освещает постоянное улучшение тоже очень близко к нынешним версиям стандартов (хотя в ISO 14001:2004 у постоянного улучшения нет собственного подпункта, - ред.), эффективные и заново сформулированные, связанные с документированными процессами и улучшениями рассеяны повсюду в проектах стандартов.

В целом, как уже было сказано, Параграфы №9 и №10 близки к действующим редакциям. Но не надо забывать об огромных преимуществах HLS. Она создала общую, единую и логичную структуру, что улучшит функционирование процессов систем менеджмента, связанных с оценкой и улучшением. Существуют некоторые нюансы в содержании и терминологии и требования становятся еще более «глобальными», но это не будет иметь больших практических последствий и разница между стандартами может быть преодолена пользователями ISO 9001 и ISO 14001 относительно просто. В 10 статье серии я предложу читателю некоторые общие рассуждения о готовящихся редакциях и попробую дать правильный импульс к преодолению сложностей на пути к соответствию ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015.

Перевод: сотрудник Центра по сертификации и лицензированию «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

Читать на сайте 1CERT.RU

Recent Posts from This Journal