?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись



Органы пожарной сертификации аккредитовываются в установленном порядке Федеральной службой по аккредитации, вносятся в реестр организаций, имеющих разрешение на проведение работ по подтверждению соответствия, и с этого момента полноправно осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации. Но кажущаяся на первый взгляд простота вопроса при детальном рассмотрении раскрывает множество требований, которые, с одной стороны, усложняют процесс функционирования органа по сертификации, а, с другой стороны, проводят жесткий отбор организаций способных соответствовать этим требованиям.


Основные требования, предъявляемые к организациям, занимающимся подтверждением соответствия в области пожарной безопасности, заложены в Федеральном законе №123 от 22.07.2008 г. «О требованиях пожарной безопасности». Данный технический регламент, опираясь на Федеральный закон №184 «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г., обязывает органы по сертификации в области пожарной безопасности, иметь аттестат аккредитации и проходить инспекционный контроль. Другие требования, касающиеся функционирования органов по сертификации в области пожарной безопасности, мы постараемся разобрать в данной статье.

Среди основных требований, которые предъявляются непосредственно к органам по сертификации 602-м постановлением правительства РФ от 19.06.2012 г., есть, например, что в состав органа должна входить аккредитованная испытательная лаборатория и не менее трех специалистов с высшим профессиональным образованием и как минимум тремя годами стажа практической работы в конкретной области, на аккредитацию в которой орган претендует. Орган должен обладать всем необходимым оборудованием, расходными материалами и иными ресурсами, а также помещением для осуществления своей деятельности. Немаловажным требованием является наличие внедренной системы качества и руководства по качеству в той области, в отношении которой осуществляется аккредитация. Орган обязан хранить официально изданные действующие нормативно-правовые акты, устанавливающие требования к объектам подтверждения соответствия. Также должна быть внедрена система учета и документирования результатов работ по подтверждению соответствия.

Существуют и дополнительные требования, устанавливаемые всевозможными ГОСТами, которые действуют в том числе и для технических регламентов, руководящими документами системы сертификации пожарной безопасности (несмотря на то, что система сертификации в области пожарной безопасности сегодня не функционирует, руководящие документы системы – РД ССПБ – являются действующими, - ред.) и иными нормативами. Соответствие этим требованиям может быть прописано в аттестате аккредитации. Например, РД ССПБ 1 говорит о том, что в своей деятельности органы пожарной сертификации должны руководствоваться также нормативными актами системы и ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000. Среди дополнительных требований, предъявляемых этими документами, есть, например, что планируемый объем работ должен обеспечивать загрузку экспертов из расчета не менее пяти объектов подтверждения соответствия в год.

Органы по сертификации пожарной безопасности должны быть стабильными в финансовом плане, беспристрастными и независимыми от продавца и потребителя. Им нельзя иметь какие-либо коммерческие интересы, которые могли бы сподвигнуть их оказывать консультационные услуги производителям по вопросам преодоления барьеров сертификации. Орган не вправе заниматься деятельностью, способной подорвать доверие в отношении его независимости или делать ложные заявления по поводу области его аккредитации. Центр пожарной сертификации обеспечивает равные возможности всем участникам системы, в том числе и в процессе рассмотрения жалоб и апелляций. Он отвечает за деятельность привлекаемых им на договорной основе организаций, за конфиденциальность и объективность результатов их работы. Орган должен обладать достаточным по численности персоналом, уровень подготовки и знания которого позволяют выполнять необходимый объем работ, также обеспечивать этот персонал постоянно обновляющимися, четкими должностными инструкциями. Руководство органа обязано следить за постоянным повышением квалификации своих сотрудников.

Документы, хранящиеся в органе, касающиеся всех процессов пожарной сертификации, должны быть актуальными. Поэтому орган по сертификации обязан следить за своевременным внесением в них изменений, а также за изъятием устаревшей документации и информированием об этом всех участников процесса. Он должен отвечать за свои решения. Для этого ему следует определить ответственного или ответственных за процесс подтверждения соответствия и обеспечить уверенность в том, что каждое решение по сертификации будет принимать лицо, которое не проводило оценку соответствия. Нельзя также допускать подпись пожарных сертификатов руководителем органа и экспертом, если они являются одним лицом. Центр пожарной сертификации также должен иметь разработанную документированную процедуру в случае поступления жалоб и при спорных вопросах. Все действия органа должны быть запротоколированы; данные регистрационные записи обязаны отражать то, как проводилась процедура оценки соответствия. Все полученные протоколы подлежат хранению в срок, установленный органом по сертификации, но не менее трех лет после окончания срока действия выданного документа соответствия.

Орган по сертификации в области пожарной безопасности должен иметь и представлять по запросам:


  • документацию, определяющую его юридический статус;

  • сведения об источниках финансирования;

  • сведения о системе сертификации, в которой он функционирует, схему, определяющую структуру самого органа;

  • схему взаимодействия с испытательными лабораториями;

  • сведения об используемых средствах испытаний (в том числе средствах измерений);

  • подробные должностные инструкции персонала;

  • сведения о практическом опыте и полномочиях руководителя организации;

  • подробные сведения о повышении квалификации персонала;

  • перечень привлекаемых на договорных основах организациях и их компетентности;

  • описание правил и процедур сертификации;

  • описание прав и обязанностей производителей-заявителей на сертификацию продукции,

  • сведения о процессе оценки результатов сертификационных и инспекционных испытаний;

  • сведения об инспекционном контроле органа пожарной сертификации;

  • порядок внутренней проверки деятельности органа по сертификации;

  • сведения о порядке рассмотрения и подачи апелляций;

  • процедуру приостановки деятельности в случае отмены действия аттестата аккредитации;

  • перечень выданных сертификатов и изготовителей, получивших их;

  • порядок ведения архивов и сроки хранения документов.

Как можно заметить, в современной нормативно-правовой системе учтены все необходимые требования для того, чтобы среди организаций, претендующих на роль органа по пожарной сертификации, отбирать достойных. Все эти требования преследуют цель обеспечения максимально объективные результаты сертификации, то есть подтверждения безопасности продукции. Ведь пожарная безопасность одна из самых главных, поскольку ее несоблюдение угрожает не только здоровью, но и жизни людей.
Читать на сайте 1CERT.RU