?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Немецкая компания «HBM», которая производит метрологическое оборудование, гордится тем, что была первой в Германии организацией, прошедшей сертификацию по стандарту ISO 9001, причем произошло это еще до того, как стандарт был опубликован – аудит осуществляли по проекту этого нормативного документа. В «HBM» сертификат получили в августе 1986 года, а первая редакция ISO 9001 была официально принята только в начале 1987 года. Как говорится на сайте «HBM», специфика первых сертификационных аудитов заключалась в том, что органам по сертификации и компаниям-претендентам на сертификат многое приходилось делать впервые. Сегодня сложились достаточно детализированные международные правила сертификации ISO 9001, но в 80-х ничего подобного еще не было. После того, как ISO 9001 был принят и стал активно распространяться, оценка соответствия по нему менялась соответственно редакции стандартов и появлению стандартов аудита систем менеджмента в Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, - ред.). Только сам ISO 9001 за прошедшее с 1987 года время пересматривался три раза (в 1994, в 2000 и в 2008, - ред.). В редакции 1987 года он был сконцентрирован еще не на управленческих процессах, а на подтверждении соответствия производственных процедур требованиям. В редакции 1994 создался крен в сторону нагромождения всевозможной документации. Появилась даже шутка про то, что система менеджмента качества (СМК, - ред.) по ISO 9001 – это не «документированная система», а «система документов». Редакция 2000 года уже вобрала в себя и процессный подход, и концепцию постоянного улучшения СМК. Редакция 2008 года, в целом, содержит незначительные изменения по сравнению с предыдущей редакцией. Это, кстати, в свое время вызвало вал критики в адрес ТК №176, который отвечает в ISO за стандарт на СМК и консалтинговые организации в области качества. Так как было проведено дорогостоящее обучение для компаний-держателей сертификатов и дополнительные аудиты, хотя изменения были исключительно терминологические, и, по мнению многих пользователей стандарта, никак не влияли на суть стандарта.
Сертификация и стандартизация шли рука об руку, когда создавались предпосылки для появления ISO 9001. Первые ростки того, что через некоторое время приобретет форму международного стандарта, появились в оборонной промышленности Великобритании в годы Перовой мировой войны. Министерство обороны (MOD – Ministry of Defense, - ред.) было обеспокоено большим количеством дефектных снарядов, которые не взрывались при попадании. До сих пор французские и немецкие крестьяне в изобилии находят такие снаряды на своих полях. Во время Второй мировой войны ситуация еще более усугубилась, так как боеприпасы стали рваться прямо на заводах, где были произведены. Для того чтобы повысить качество продукции, которую отгружают армии поставщики, компании, которые хотели работать по оборонному заказу должны были записывать процедуры, при помощи которых идет изготовление товара, государственные инспекторы, которые работали на предприятиях, должны были контролировать: насколько рабочие придерживаются процедур и соответствуют ли процедуры требованиям, предъявляемым к вооружению. Подобный метод контроля был достаточно дорогим, и началось движение за перенос контроля выпущенной продукции обратно в компании. Сделать это планировалось при помощи оценки соответствия производственных процедур независимым оценщиком. Однако оставалась проблема – стандартов качества было множество, и поставщики тратили много времени и денег из-за необходимости каждый раз соответствовать расходящимся стандартам. К этому времени начали развиваться новые отрасли, постоянно усложнялись и старые, поэтому недостаток качества стал ощущаться уже далеко не только в оборонной отрасли. Очень ярко о проблеме говорил американский вице-адмирал Хайман Риковер, который был обеспокоен увеличением опасных инцидентов в ядерных программах военно-морского флота США.



Цитата: ‘Прогресс подобен свободе, он желанен практически всеми, но не все понимают, что и то, и другое имеет цену. Как бы общество не развивалось – это влечет за собой появление более строгих требований, которым человек должен отвечать, чтобы действовать успешно’


В 1971 году появился первый британский единый стандарт контроля качества в электротехнической отрасли. В 1974 году издали Руководство BS 5179, которое помогало поставщикам полностью вернуть контроль качества в свои руки. Наконец, 1979 год ознаменовался общебританским, актуальным для всех отраслей стандартом по контролю качества – BS 5750. Именно в процессе эволюции этого стандарта контроль качества эволюционировал в менеджмент качества. С новыми редакциями создатели стандарта пришли к абсолютно логичному выводу, что если решать проблемы дефектов до их возникновения, то компании будут нести гораздо меньшие убытки, да и повлиять на ситуацию легче на ранних этапах производственного процесса. Однако работа над стандартами велась не только в Великобритании. В 70-х Канадская ассоциация стандартов (Canadian Standards Association, - ред.) выпустила целую серию стандартов контроля качества. Для поставщиков оборонки в США уже в 1959 существовали «Требования программы качества» (Quality Program Requirements, - ред.). А в 1979 американские организации ANSI и ASQC опубликовали документ «Общее руководство по системам качества» (Generic Guidance for quality systems, - ред.). Разные стандарты качества в разных странах вызвали опасение в том, что эти различия станут мешать международной торговле, тогда BSI – британский орган по стандартизации предложил членам Международной организации по стандартизации создать международный стандарт на базе BS 5750. Наконец, в 1987 году увидела свет первая редакция ISO 9001 (узнайте об истории движения за качество больше, - ред.).
Читать на сайте 1CERT.RU