?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

И да, и нет. Тотальный контроль государства над продукцией и услугами, которые обращаются на национальном рынке, подобный советскому (обязательные ГОСТы, - ред.), считается анахронизмом. Скорость изменения ситуации на рынке, особенно в новых отраслях такова, что неповоротливая бюрократическая машина не успевает вовремя вырабатывать адекватные требования, воплощенные в стандартах, технических регламентах и другой нормативной документации. Это не только не помогает выходу инноваций на рынок, но даже создает дополнительные препятствия. Современный подход, распространившийся в странах Евросоюза, США, а теперь и в России заключается в том, что в область госконтроля вводится только потенциально опасная для потребителя продукция, государство выдвигает и в обязательном порядке проверяет соответствие компаний только минимальным, связанным с безопасностью жизни и здоровья покупателя требованиям к качественным характеристикам. Госконтроль, о котором идет речь, включает в себя, но не исчерпывается большим количеством мероприятий: обязательная сертификация, обязательное декларирование, подтверждение соответствия текстам техрегламентов, собственно, контроль (периодические государственные инспекции на предприятиях, - ред.).
А что взамен? Взамен добровольная оценка соответствия. Технические регламенты и государственный контроль являются атрибутами госконтроля качества по определению. Основная особенность добровольной оценки соответствия в том, что компания принимает сама решение о том, нужно ли проходить проверку и получать какие-то удостоверяющие ее документы и если да, то по какому именно нормативу. Добровольное подтверждение соответствия, таким образом, становится гораздо более гибким в условиях рыночной экономики механизмом. Альтернативность прохождения, например сертификации (есть еще добровольное декларирование, - ред.), поощряет конкуренцию между организациями в вопросе соответствия все более высоким требованиям по качеству. Высокие стандарты становятся залогом больших продаж, начинают совпадать интересы субъектов по разные стороны прилавка. Добровольность применения стандартов и других документов, содержащих требования, делает для предпринимателя интересной саму работу по созданию новых нормативов. Участие же бизнеса подтягивает нормотворчество к быстро меняющимся реалиям той или иной отрасли. У добровольной сертификации немало и других преимуществ, взять хотя бы то, что она гораздо дешевле для предпринимателя, чем обязательные государственные требования и проводится гораздо быстрее по времени. Так вот, если только некоторые виды продукции подпадают под госконтроль, в частности, под обязательную сертификацию, то услуги и системы менеджмента полностью выведены в добровольную оценку соответствия. Системы менеджмента никак нельзя связать с минимальными требованиями к качеству продукции и услуг.
Здесь мы описали тенденцию, zeitgeist (нем. – дух времени, - ред.), а реальная практика в России, особенно на данный момент, может быть гораздо сложнее описанной философии, в направлении которой, несомненно, будет развиваться и российская сертификация, и российская стандартизация. ISO 9001 – необязательный стандарт, но при этом в самой крупной национальной системе обязательной сертификации ГОСТ Р сразу несколько схем сертификации предполагают оценку системы качества. Согласно стандарту ГОСТ Р 53603-2009 «Схемы сертификации продукции в Российской Федерации» сертификацию по ISO 9001 подразумевают схемы 5с, 9с, 10с. Разумеется, национальная система сертификации постепенно теряет свое значение по мере интеграции в Таможенный союз (ТС, - ред.), но и принятые в рамках интеграционного объединения России, Белоруссии и Казахстана схемы сертификации тоже включают себя оценку системы качества. Например, в документе ТС под названием «Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза» по этому поводу есть следующее положение…



        Цитата: ‘В зависимости от типовой схемы сертификации, подтверждение соответствия в форме сертификации осуществляется аккредитованным органом по сертификации продукции, аккредитованным органом по сертификации систем менеджмента…’


Этот отрывок показывает, что в техрегламентах могут содержаться такие требования по системам менеджмента, а вот конкретный пример из техрегламента ТС «О безопасности машин и оборудования». В документе указано, что к продукции может быть применена схема подтверждения соответствия 6Д, она применяется…



        Цитата: ‘6Д для серийно выпускаемых машин и (или) оборудования при наличии у изготовителя сертифицированной системы менеджмента, включает следующие действия…’


Предпринимателю предлагается выбрать между сертификацией системы менеджмента качества, в доказательство которой нужно будет представить сертификат и анализом производства с выездом на предприятие.
Между добровольностью и обязательностью ISO 9001 тут нет формального противоречия, так как, во-первых, речь идет о системе качества, а стандартов, по которым ее можно внедрять достаточно много, хотя обычно в этой роли выступает именно ISO 9001, а во-вторых, вы ведь обязаны подтвердить соответствие техрегламенту, только если собираетесь продавать продукцию, которая за ним закреплена. Можете не торговать, если не хотите получать ISO 9001. Сертификации системы менеджмента качества нет разумной альтернативы и в других областях. Например, во многих отраслях экономики, в частности, в строительстве и проектировании существует обязательное членство в саморегулируемых организациях, а они, в свою очередь, имеют по закону право выставлять наличие сертификата ISO 9001 при рассмотрении кандидатуры на вступление в это профессиональное сообщество. Наконец, в некоторых отраслях, например, в образовании и на некоторых территориях, напрямую вводилась норма о сертификации предприятий по ISO 9001, однако, эти постановления были отменены, так как не возымели того, действия, на которое рассчитывали законодатели. Обязаловка приводила только к массовой «покупке сертификатов».
Читать на сайте 1CERT.RU