?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Основные требования, предъявляемые к органам по сертификации (центрам пожарной сертификации) в области пожарной безопасности заложены в Федеральном законе №123 от 22.07.2008 г. Главное из них заключается в том, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность в качестве центра пожарной сертификации на территории Российской Федерации, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны иметь в своем составе экспертов и испытательную лабораторию, аккредитованных для проведения работ. При этом область аккредитации органа и лаборатории должны совпадать. Проводить необходимые процедуры центр пожарной сертификации вправе исключительно в области своей аккредитации. То есть, скажем, организация, аккредитованная на проведение работ по сертификации огнетушителей, необязательно будет иметь право подтверждать соответствия аппаратов защиты электрических сетей. Для этого ей потребуются собственные подготовленные специалисты и лаборатория, уполномоченная проводить подобные испытания.


Область аккредитации центра пожарной сертификации должна однозначно определяться областью аккредитации лаборатории, областью аттестации штатных экспертов, перечнем видов продукции и требований, подтверждаемых при сертификации. Ее можно расширить или сократить, обратившись с соответствующим заявлением в Федеральную службу по аккредитации. В рамках добровольной сертификации органам разрешается проводить подтверждение соответствия объектов, не входящих в область их аккредитации, но при условии, что в составе этого органа имеются эксперты и лаборатория, которые аккредитованы на проведение таких работ. Область аккредитации органа указывается в приложении к его аттестату аккредитации. Порядок проведения процедуры аккредитации установлен Постановлением Правительства России №602 от 19.06.2012 г. И по сути, указанные в нем положения для органов по сертификации практически не отличаются от требований, которые предъявляются к испытательным лабораториям. С этими требованиями вы можете ознакомиться на нашем сайте.


Работа по аккредитации состоит из нескольких этапов. Все этапы процесса должны быть официально задокументированы. Первым делом желающий получить аттестат должен направить в Федеральную службу по аккредитации (с ноября 2011 года аккредитацию органов по сертификации в области пожарной безопасности осуществляет не МЧС России, а Росаккредитация, - ред.) заявку с комплектом необходимых документов. Получив ее, Росаккредитация запрашивает сведения о заявителе в Едином государственном реестре юридических лиц. Если таковых не обнаружится, претендента на аттестат ждет отказ. В случае не предоставления каких-либо документов или наличия неточностей в оформлении заявки Росаккредитация направит органу по сертификации соответствующее уведомление. В течение месяца претендент на аттестат должен будет доработать комплект заявки и направить его обратно в федеральную службу.


После принятия заявки начинается процесс формирования экспертной группы и выбора ее руководителя, которые будут проводить экспертизу документов. Экспертиза в пожарной сертификации длится в течение 30 дней, после чего рабочая группа выносит свое экспертное заключение по документам заявителя. Это заключение претендент на аттестат или руководитель экспертной группы (в случае, если  у него есть соответствующее согласие заявителя, - ред.) направляет в Росаккредитацию. Там уже принимается решение либо о возврате документов отправителю, либо о начале процесса оценки соответствия. Начинается этот процесс с утверждения программы проверки и ознакомления органа по сертификации с этой программой. Далее следует выездная экспертиза, которая проводит оценку всех подразделений заявителя и его способность выполнять работы по подтверждению соответствия в заявленной области аккредитации. Для этого должна быть организована опытная сертификация, иными словами на примере выбранного экспертами продукта должен быть полностью проведен весь процесс сертификации, который, как на экзамене, будет отслежен экспертами комиссии. Продолжительность выездной экспертизы (оценки) не может превышать 20 дней.


Комиссия анализирует полученные данные и оформляет их в виде акта. Акт об итогах аттестации содержит общую информацию о дате, месте и участниках выездной экспертизы, оценке соответствия органа по сертификации обязательным требованиям, а также информацию о том, что заявитель с данным актом ознакомлен. Первая копия акта направляется заявителю, чтобы тот мог знать выявленные у него недостатки, вносить свои замечания по поводу решения комиссии или оспаривать полученные результаты. Вторая копия акта передается в Росаккредитацию, на основании которой центральный орган принимает решение о выдаче или невыдаче аттестата аккредитации. При отсутствии оснований для мотивированного отказа в выдаче разрешающего документа, в течение трех дней после принятия решения Федеральной службой по аккредитации заявителю выдается аттестат. В случае отказа заявителю потребуется повторно предоставить все необходимые данные для прохождения тех же процедур, но только после устранения указанных в мотивированном отказе недостатков, либо оспорить заключение центрального органа в судебном порядке.


Затраты, которые придется понести организации, желающей получить аттестат аккредитации, складываются из оплаты работ по аккредитации (экспертиза документов, выезды аккредитационной комиссии, в том числе командировочные расходы) и уплаты государственной пошлины за оформление аттестата аккредитации и выдачу дубликата документа. Поскольку в составе органа по пожарной сертификации должна присутствовать испытательная лаборатория, затраты на организацию органа будут включать в себя стоимость оснащения лаборатории, ее аккредитации и проведения в дальнейшем инспекционного контроля лаборатории и органа. Центральный орган системы, выдавший аттестат аккредитации, проводит внешние проверки центров пожарной сертификации с целью выяснить, продолжают ли они соответствовать требованиям системы. Внешние проверки органа по сертификации пожарной безопасности бывают плановые и внеплановые и называются они «инспекционный контроль». Подобные проверки так же несут определенные затраты для органа, только в меньшем объеме чем при его аккредитации. Это одно из основных условий проведения инспекционного контроля. Причем отказ от уплаты денежных средств будет рассматриваться, как нежелание претендовать на аттестат аккредитации.


Порядок проведения инспекционного контроля испытательных лабораторий и органов по сертификации одинаков. Результаты инспекционного контроля могут явиться основанием для отзыва или сохранения действия аттестата аккредитации. Отрицательное заключение инспекционного контроля влечет собой необходимость приостановления действия аттестата и деятельности органа в целом до устранения выявленных нарушений и повторной проверки. Центры пожарной сертификации несут административную и уголовную ответственность за свою деятельность. Штрафы, установленные соответствующими кодексами, весьма серьезные, поскольку результаты заключений центров пожарной сертификации влияют не только на пожарное состояние имущества, но и на жизнь и здоровье граждан. Поэтому государство так серьезно относится к их деятельности, осуществляя всесторонний контроль и предъявляя высокие требования к их дальнейшему функционированию. Об этих требованиях читайте в наших следующих материалах.



Читать на сайте 1CERT.RU