?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

За работу во вредных и опасных условиях труда сотрудникам полагаются льготы и компенсации. Но для того, чтобы установить их, необходимо зафиксировать наличие вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, - ред.). Специально для этого в российской законодательной практике разработана обязательная процедура – аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ, - ред.). Результаты, полученные в ходе ее проведения, являются фактическим свидетельством состояния условий труда на рабочих местах и, конечно же, официальным подтверждением для назначения компенсаций и льгот в случаях выявления на рабочем месте ВОПФ. А вот, молоко ли, надбавка к заработной плате, дополнительный отпуск или сокращенная рабочая неделя «за вредность» полагаются сотрудникам при работе на данном рабочем месте – решать аттестационной комиссии.


Условия труда на рабочем месте для каждого работника имеют первостепенное значение. Работа в нефтеперерабатывающей промышленности на скважинах в сложных климатических условиях, к примеру, или работа в просторном комфортабельном офисе – разница существенная, не так ли? Но не всем же работать в офисах, кому-то необходимо выполнять и более тяжелые виды работ. Но часто, к примеру, в той же самой нефтеперерабатывающей промышленности создать благоприятные условия труда практически невозможно в силу ряда определяющих факторов: климатических условий, специфики выполнения работ, расположения скважин и т.д. В таком случае работникам предлагаются различные формы стимулирования. Выплата компенсаций и предоставление льгот – одни из них.


Компенсации и льготы могут получить не только сотрудники нефтеперерабатывающих производств. Они положены любому сотруднику, на рабочем месте которого имеются ВОПФ. Определить их наличие можно, к примеру, при помощи проведения производственного контроля, с помощью применения различных исследовательских методик. Но назначить и установить их конкретные размеры, еще раз уточним, можно только на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.


АРМ – законодательно закрепленная процедура по оценке условий труда на рабочих местах с их последующей рационализацией (улучшением). С помощью ее проведения идентифицируются и предотвращаются риски и опасности на рабочем месте. Каждый работодатель должен проводить АРМ на основании статьи 212 ТК РФ, чтобы установить факт наличия несоответствий, а также удостовериться в реальном положении дел в организации рабочих мест. Подобный анализ производственной среды, чаще всего, является призывом к действиям – к тому, чтобы через рационализацию условий труда значительно повысить эффективность самих производственных процессов.


Оценка или анализ проводится по трем категориям: по измерениям гигиенических факторов, по травмоопасности и по обеспеченности средствами индивидуальной защиты. После полученного результата по каждому из этих разделов выводится общий итог о состоянии рабочего места. Если на рабочем месте выявлены ВОПФ, работнику назначаются компенсации или же дается право на досрочное назначение трудовой пенсии, основания о предоставлении которых, заносятся в карту АРМ.


Компенсации за работу в опасных и вредных условиях труда представлены следующими видами: сокращение продолжительности рабочего дня, повышение оплаты труда, ежегодный дополнительно предоставляемый оплачиваемый отпуск, молоко или другие равноценные пищевые продукты, лечебно-профилактическое питание. Минимальные размеры их устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ № 870 от 20.11.2008 г.:




  • Сокращение продолжительности рабочего времени (не более 36 часов в неделю);

  • Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (не менее 7 рабочих дней);

  • Повышение оплаты труда работника (не менее 4 процентов тарифной ставки, установленной для работ с оптимальными условиями труда).


Минимальная ставка предоставляемых компенсаций может повышаться, но только по усмотрению самого работодателя.


Помимо Постановления № 870, по предоставлению компенсаций в России по-прежнему действуют нормативные документы советского времени. Это такие документы, как:




  •  «Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22), а также «Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78);

  • «Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10).


Из-за существования всех названных документов в законодательной практике возникла неоднозначная трактовка в вопросе предоставления компенсаций и льгот.


Проблема со списками состоит в том, что они создавались в то время, когда единственным работодателем было государство, которое обеспечивало типовые условия труда для отдельных видов выполняемых работ. Получалось так, что если вид работ был внесен в Списки на гарантии и компенсации, работник в обязательном порядке получал их. Сложность представилась в том, что эти списки значительно устарели и при современных реалиях нуждаются в изменении, так как условия труда по отдельному виду деятельности, которые предоставляются работодателями сегодня, имеют значительное расхождение с условиями труда, которые были в прошлое время. Но так как параллельно действует еще и Постановление, очень сложно определить, по какому из документов назначать компенсации. Даже если работодатель улучшит условия труда на рабочем месте, но данный вид работ внесен в список, работнику все же придется выплачивать компенсации.


Поэтому система предоставления гарантий и компенсаций работникам стала проходить процесс реформирования, что позволит объективно решать вопрос о предоставлении льгот конкретному работнику на конкретном рабочем месте. И первый шаг на пути к этому – Законопроект «О специальной оценке условий труда». По оценкам Минтруда, введение нового порядка позволит максимально решать необходимость предоставления компенсаций и льгот за работу в неудовлетворительных условиях труда и простимулирует работодателей вкладывать средства на улучшение условий труда для того, чтобы не нести в дальнейшем издержки (к примеру, на оплату повышенных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ).


Хотя работодатель и по действующему порядку может застраховать себя, если приведет в соответствие с государственными нормами условия труда, признанные по результатам АРМ опасными или же вредными. В таком случае, он освобождается от выплат компенсаций работнику. Единственное, необходимо удостовериться, что вид работ не входит в один из списков.



Читать на сайте 1CERT.RU