?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Факт сертификации по стандарту ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» можно по максимуму использовать в рекламе и маркетинге. Однако есть правила Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, - ред.) по этому поводу. Эта организация опубликовала стандарт. Свои нормы в этой сфере устанавливают и сертификационные компании, проводящие экспертизу соответствия по ISO 9001 и выдающие по нему сертификат. Причем, если правила ISO одни для всех, то требования органов по сертификации могут отличаться в зависимости от того, в какой системе добровольной сертификации вы проходите оценку соответствия. Нарушение тех или иных правил использования факта сертификации в продвижении компании может повести не только, например, к отзыву сертификата, но и в отдельных случаях к судебному разбирательству. Если говорить о требованиях сертифицирующих организаций, то, несмотря на всю разницу в их правилах, есть то, с чем вы столкнетесь почти наверняка. Об этом мы здесь сейчас и поговорим.


Во-первых, нельзя формулировать объявления о прохождении сертификации таким образом, чтобы можно было подумать, что сертифицирована не система менеджмента качества, а сама продукция или услуги, которые являются результатом деятельности предприятия. Приведем для наглядности примеры правильных и неправильных объявлений.



Правильно Неправильно
Система менеджмента качества ООО «N» соответствует требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 Сертифицированная по ISO система менеджмента
Система менеджмента качества сертифицирована по международному стандарту ISO 9001:2008 Сертифицированная по ISO 9001 компания
Система менеджмента, управляющая производством этой продукции сертифицирована по стандарту ISO 9001:2008 Товар сертифицирован по ISO 9001
Система менеджмента качества, сертифицированная по ISO 9001:2008 Товар сертифицирован по ISO
Сертифицированное по ISO 9001:2000 оборудование
Этот продукт произведен по требованиям ISO 9001

 Дело в том, что, хотя между качеством продукции и качеством менеджмента есть очевидная связь – нельзя ставить знак равенства между этими двумя понятиями. Достаточно сказать, что, в принципе, сертифицированным по ISO 9001 может быть производство бетонных спасательных жилетов для воды. Распространять «ауру» сертификата ISO 9001 на продукцию – значит вводить покупателя в заблуждение. Из таблицы видно, что неправильным считается и выражение «сертифицирован по ISO». Здесь все очевидно: организация ISO лишь публикует стандарты, но сертификацией по ним ни в коем случае не занимается. Как показывают примеры, также очень важно приводить обозначение стандарта с годом редакции. От редакции к редакции требования стандарта могут меняться и покупатель или партнер не должен раздумывать о том, по какой версии стандарта сертификат выдан вам. Эту норму часто нарушают, компании в основном идут на это, так как не хотят с выходом новой версии документа каждый раз обновлять рекламную продукцию.


Важно отметить, что, право использовать маркировочный знак соответствия стандарту ISO 9001 вы получаете не после прохождения сертификационного аудита, когда вам сообщили, что сертификационный аудит пройден, а только после того, как орган по сертификации выдал вам специальное разрешение на использование маркировки – это происходит уже после получения сертификата. Но если есть большая срочность и вам необходимо уведомить клиента о сертификации уже сейчас, то правильный путь – оформить завизированный в органе по сертификации документ, где будет так и написано, что у вас был проведен сертификационный аудит. Это выход, так как многие знают, что случаи, когда сертифицирующая компания принимает решение, противоположное мнению сертификационных аудиторов – очень редки. Ведь независимая оценка и опирается на авторитет внешнего аудита. К тому же, совсем не обязательно, чтобы в основе информационных материалов, освещающих процесс вашей сертификации по ISO 9001, лежал полученный сертификат. Поводом для их подготовки точно также может послужить пройденный сертификационный аудит. Вы можете распространить подобные материалы на своем сайте, сайтах партнеров, через СМИ, которые интересует такая тематика.


Иногда в тех или иных сообщениях о прохождении сертификации по ISO 9001 указываются орган по сертификации, который выдал документ о соответствии и орган по аккредитации, в котором сам орган по сертификации проходил аккредитацию. Вместе с названиями обычно публикуют логотипы той и другой организации, которые, как правило, в электронном виде предоставляются компаниям-держателям сертификатов самой же сертифицирующей компанией. Здесь важно то, что часто органы по сертификации запрещают использовать свой логотип отдельно от логотипа органа по аккредитации – может создаться впечатление, что компания, проводившая сертификацию, никем не аккредитована. Если нарушить подобные правила, то можно нарваться на судебное разбирательство с независимым оценщиком. То же самое может произойти, если рекламное объявление о том, что у организации есть сертификат ISO 9001, создает впечатление, что сертификат распространяется на что-то, что не входит в область распространения СМК, на которую сертификат выдан. Орган по сертификации несет от этого репутационные потери, ведь его считают ответственным в тех вопросах, которыми он в действительности не занимался, не говоря о том, что обязанность следить за использованием маркировочного знака в рекламе возлагается стандартом ISO 17021 именно на органы по сертификации.


Вопросу об использовании факта сертификации по ISO 9001 в рекламе посвящен специальный документ ISO – «Опубликование вашего сертификата ISO 9001:2008 или ISO 14001:2004» (Publicizing your ISO 9001:2008 or ISO 14001:2004 certification, - ред.). В нем затрагиваются многие из тех аспектов применения маркировочного знака, которые мы уже обсудили, и приводится много других рекомендаций и требований. Например, нельзя использовать логотип ISO при упоминании сертификации ISO 9001. ISO лишь публикует стандарт, но никакого отношения к сертификации не имеет. Поэтому логотип Международной организации по стандартизации, который является ее товарным знаком – никак не связан с вашим сертификатом. Затронута в документе ISO и проблема области распространения системы менеджмента. Если сертификат выдан только на какие-либо отдельные процессы организации или некоторым ее филиалам, недопустимо информировать заинтересованных в наличии сертификата лиц о сертификате таким образом, чтобы возникла мысль, что сертификат распространяется на все процессы и все филиалы. Область распространения СМК должна быть ясна из объявления.


Касаясь требований к маркировке, которые могут выдвигать органы по сертификации нужно сказать и еще об одном важном моменте. Многие сертифицирующие компании выдвигают специфические требования по тому, какого размера должен быть маркировочный знак соответствия ISO 9001 (высота, ширина и так далее, - ред.), какого размера и как должны быть размещены логотипы органа по сертификации и органа, который его аккредитовал. Очень важным вопросом, является вопрос нанесения маркировочного знака ISO 9001 на упаковку. «Опубликование вашего сертификата ISO 9001:2008 или ISO 14001:2004» вообще это запрещает, потому что маркировка на упаковке может внушить потребителю, что сертифицирован сам товар, а не система менеджмента. Впрочем, приходится признать, что нарушается этот запрет достаточно регулярно и не только в России. Сложились даже особые «традиции» по которым это делается. Например, установилась практика, при которой маркировка соответствия ISO 9001 наносится на внешний слой упаковки, если продукция помимо нее запакована в, по крайней мере, еще один слой, это может быть все что угодно: пакеты, коробки. Получается, что на упаковку самого продукта маркировка не нанесена, что формально соответствует требованиям ISO. Исключение для себя делают производители самой упаковки, ведь это и есть их продукция. Еще один совет. Вместе с маркировкой бывает не лишне указать номер сертификата.


Помимо использования маркировки есть множество других способов использования факта сертификации по стандарту ISO 9001. Сертификат можно «продвигать» внутри самой компании, скажем, публикуя информацию о нем на атрибутике организации: футболки, визитки, ручки и так далее и тому подобное. При разумной тактике это должно повышать лояльность сотрудников компании. Информация о сертификате на визитке будет на глазах у партнеров, с которыми вы работаете. Статьи, новости и пресс-релизы о том, что вы прошли сертификацию могут опубликовать отраслевые издания, существующие в вашей сфере. Это точно можно сделать платно, но также и бесплатно. Вы можете сами подготовить хороший и содержательный пресс-релиз и отослать его в редакции. У многих отраслевых промышленных журналов есть рубрики, которые регулярно публикуют информацию о прохождении теми или иными организациями сертификации, а для этих рубрик постоянно нужен материал. Конечно, электронную копию сертификата нужно разместить на вашем официальном сайте. Часто ее предоставляет орган по сертификации, но если нет, то всегда можно снять копию.



Читать на сайте 1CERT.RU