?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» – это, как и отражено в его названии, стандарт Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, - ред.), который содержит требования к системам менеджмента качества (СМК, - ред.). Этот нормативный документ относится к серии стандартов (то есть, к группе нормативов, объединенных общей темой, - ред.), которая называется ISO 9000 «Управление качеством». Сертификация представляет собой проверку вашей организации на соответствие требованиям какого-либо документа, в нашем случае стандарта ISO 9001, которая осуществляется третьим лицом, то есть, другой организацией, не имеющей никакого отношения к вашей компании (стандарт также внедряют в некоммерческих учреждениях, госструктурах, – ред.). Так обеспечивается беспристрастность, а такая независимая оценка вашей работы имеет ценность для заинтересованных в ваших делах людей и организаций, она может стать для них аргументом в пользу вашей надежности. На практике, сертификацию по ISO 9001 проводят особые компании, их еще называют органы по сертификации (иногда также говорят о системах добровольной сертификации, - ред.), а по результатам проведенной проверки выдается документ, удостоверяющий факт проведенной процедуры и положительный результат.


Отметим еще несколько важных аспектов. На момент сертификации система менеджмента качества должна быть уже внедрена в организации, которая претендует на получение сертификата. Кстати, СМК – это совокупность видов деятельности, процедур, методов, ресурсов и многого другого, которые все вместе позволяют обеспечить качественный результат работы организации и постоянно повышать качество. Кроме того, важно то, что оценка соответствия системы менеджмента качества относится к добровольной сертификации. Это означает, что большую роль здесь играет инициатива организации-претендента на получение сертификата ISO 9001. Государство регулирует необязательную сертификацию лишь в самых общих чертах, оставляя многие вопросы на волю рыночных механизмов и заинтересованности органов по сертификации в положительном имидже. Есть институт государственной аккредитации компаний, которые занимаются независимой оценкой СМК, но выбрать конкретную организацию, в которой собираетесь заказать услугу оценки соответствия все равно должны вы. В этом выборе вам может помочь знание нормативных документов, которые могут иметь отношение к системам менеджмента качества.


Но как судить о надежности органа по сертификации помимо аккредитации? Ведь в ней много нюансов, например, орган по сертификации может иметь аккредитацию, но область аккредитации может быть не связанной с системами менеджмента. Возможно, что какие-то вопросы качества услуг, которые вас интересуют, не проверяются аккредитацией. На этот случай существует целая группа нормативных документов, выпущенных международными организациями и помогающих составить абсолютно полное представление о том, как сертификация должна проводиться. Это своеобразный эталон, позволяющий судить об услугах, которые вам предлагаются.


Итак, кроме ISO 9001 в серию ISO 9000 входят такие стандарты, как ISO 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», ISO 9004 «Менеджмент с целью достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества», ISO 19011 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента», ISO 10012 «Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию». Из всех перечисленных документов только по ISO 9001 может проводиться сертификация, поскольку только этот стандарт содержит требования. Остальные нормативы помогают усовершенствовать систему менеджмента качества, как ISO 9004 или конкретизировать какие-то вопросы, как ISO 10012 или ISO 9000. Кроме стандартов, которые входят в серию ISO 9000, есть много других официальных документов ISO, которые могут оказаться полезными, в тех или иных обстоятельствах при сертификации. Есть стандарты ISO по управлению документами (один из них написан специально для проектирования, - ред.), по выбору консультанта для внедрения СМК, существуют руководства ISO по отдельным элементам ISO 9001, например, по процессному подходу, кроме того Международная организация по стандартизации выпустила ряд нормативов, которые представляют собой адаптацию ISO 9001 под конкретную отрасль. Такой документ существует, в частности, в автомобилестроении. Подобные отраслевые руководства по внедрению ISO 9001 выпускают и другие, в том числе российские организации и профессиональные ассоциации, не только ISO. Стоит обратить внимание на документацию IAF (International Accreditation Forum, - ред.). У этой организации есть множество нормативов, устанавливающих международно-признанные стандарты оценки соответствия именно по ISO 9001.


В заключение еще несколько полезных фактов. Сертификация ISO 9001 проводится на основании договора между заявителем, то есть, компанией-претендентом на сертификацию и компанией, которая согласилась предоставить такие услуги. Несмотря на усилия Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации, - ред.) на российском рынке пока еще хватает игроков, которые выдают фиктивные документы о сертификации систем менеджмента или не проводят всех положенных процедур, предлагая заниженные цены. Еще вам стоит с самого начала знать, что существуют интегрированные системы менеджмента, отраслевые стандарты СМК, которые вообще не связаны с ISO (Читайте, например, про подобные нормативы в лесной сертификации, - ред.) и в каких-то обстоятельствах могут оказаться предпочтительнее. А также, что цена услуги рассчитывается в органах по сертификации индивидуально по большому количеству факторов, несмотря на это есть нормативные документы, благодаря которым вы сами для себя можете составить представление об объективной цене (Читайте о преимуществах внедрения и сертификации ISO 9001, - ред.).



Читать на сайте 1CERT.RU