?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Подробную статистику, способную дать исчерпывающий ответ на этот вопрос ведет сама Международная организация по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, - ред.). Данные ежегодного исследования «The ISO Survey», которое нас в таком случае интересует, пока доступны только за 2011 год. Более поздней информации еще нет в открытом доступе. Итак, в десятке государств по количеству выданных сертификатов соответствия стандарту ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» Китай занимает первое место – 328 213 документов о соответствии, против 171 947 в Италии и 56912 – в Японии. По годовым темпам роста выданных сертификатов Поднебесная (31 175, - ред.) находится на втором месте после Италии (33 055, - ред.). Чтобы проследить динамику, обратимся к развернутому исследованию Оливера Боираля (Olivier Boiral, -ред.), которое называется «На самом ли деле ISO 9001 эффективен в управлении трансграничными сетями поставщиков?» («Is ISO 9001 really effective for the global supply chain management?», - ред.). Эксперт говорит, что в конце 2010 года Китай был на первом месте по количеству выданных сертификатов соответствия ISO 9001 – в общей сложности 297 037 документов о соответствии. Распространение систем менеджмента качества (СМК, - ред.) и стандарта ISO 9001 в Китае базируется на достаточно развитой добровольной сертификации (подробнее об ее особенностях – здесь, - ред.). Согласно О. Боиралю, сертификацией СМК в КНР занимаются 90 органов по сертификации, среди которых филиалы известных транснациональных органов, вроде SGS, частные небольшие организации и авторитетный China quality certification centre (CQC, - ред.), чье влияние базируются на прежнем положении госоргана в жестко централизованной китайской экономике. Разумеется, к услугам китайской промышленности и компаний сферы услуг и экспертные организации за рубежом. В качестве национального стандарта в Китае действует перевод ISO 9001 – GB/T 19000.


Сегодня Китай занимает в мире роль «мировой фабрики», именно здесь ищут себе поставщиков компании из стран, где стоимость рабочей силы и других факторов производства гораздо выше, чем в Китае. В связи с этим особую роль приобретает то, насколько добросовестная экспертиза стоит за многими выданными в КНР сертификатами ISO 9001. У работающих с китайцами предпринимателей, опрошенных О. Боиралем, скептическое мнение по этому поводу. Один из управленцев из Испании сказал следующее…




         Цитата: ‘Да, они сертифицированы <по ISO 9001>, но затем ты приезжаешь в компанию, спрашиваешь о системе менеджмента качества, и никто не может тебе сказать ничего вразумительного о Руководстве по качеству и процедурах. Ты идешь осматривать станки и обнаруживаешь, что они даже не калиброваны. Они говорят, что процедуры производства прослеживаемы, но ты в момент убеждаешься, что это неправда, нет никакой прослеживаемости вообще’



О. Боираль не называет имена людей, с которыми ему удалось побеседовать. Другой бизнесмен из Испании рассказал ему, что вероятность столкнуться с некачественно проведенной сертификацией, выдающей желаемое соответствие ISO 9001 за действительное настолько высока, что в реальной практике на сертифицированных предприятиях приходится проводить столько же дорогостоящих аудитов второй стороной, то есть заказчиком, сколько и в компаниях, у которых вообще нет сертификата ISO 9001. Таких в КНР около 10%...




         Цитата: ‘Они врут и в том и в другом случае, и у всех поставщиков приходится проводить аудит одинаковой интенсивности…’



Далее Оливер Боираль рассказывает о существовании весьма распространенной проблемы сертификатов, которые просто подделаны: берется уже действующий сертификат изменяется его регистрационный номер и название организации, при современном уровне развития офисной техники сделать достаточно правдоподобную подделку не сложно, тем более, что многие знания необходимые для этого доступны в Интернете. Однако, по мнению собеседников О. Боираля, количество фальшивок ограничивается тем фактом, что если компания захочет, она за 1-2 дня сможет получить документ о соответствии у недобросовестного оценщика за небольшую плату, который формально имеет право выдавать сертификаты (подтвержден в правах местной системой аккредитации, - ред.). О том, почему вообще практика сертификации стала столь распространена, в научной работе О. Боираля сказано, что аудит, который закупщики проводили и проводят у поставщиков очень дорог (речь может идти о 5-6 аудитах в год, - ред.) по сравнению с аудитами сертификационных компаний. Затронут у эксперта и вопрос о качестве проверок местных филиалов транснациональных органов по сертификации, по словам специалистов, с которыми ему удалось побеседовать их проверки серьезнее, чем у других местных игроков рынка, но слабее, чем их же проверки в Европе. Но это превосходство ведет к тому, что закупщики делят действующие в Китае органы по сертификации на компании «1 класса» и «2 класса».


Как будто в полном согласии с результатами О. Боираля высказывание на одном из профессиональных китайских форумов, где был затронут вопрос о преимуществах сертификации по ISO 9001. Пользователь под ником «Stone Chen» пишет…




         Цитата: ‘В Китае самое большое преимущество ISO 9001 – это возможность получить с помощью него контракт из-за границы, обычно завод не улучшает реально свое качество и уровень управления до сертификации. Cертификат – только красивая обертка. В силу этого в Китае так развиваются компании, которые занимаются обучением по ISO 9001. Они помогают организациям пройти аудит, используя свои связи с сертифицирующими органами. Впрочем, иногда из этого получается больше, чем заграничный контракт’



Нужно сказать, что не все практики испытывают такой пессимизм в отношении развития сертификации по ISO 9001 в Китае. Так, Пол Слай (Paul Sly, - ред.), директор компании «СSGtech» в статье для американского журнала «Quality Digest» говорит, что их организация привержена политике распространения среди поставщиков сертификации на соответствие ISO 9001, так как в компании уверены, что это обеспечит производство высококачественной продукции по конкурентоспособным ценам. Впрочем, и П. Слай не удержался от критики, сказав, что у китайских предприятий лучше всего получается работать с очень большими сделками, где лишняя трата в 5 центов на деталь может привести к серьезным последствиям и нарушить всю производственную цепочку. Стоит цене вопроса упасть даже только на порядок, как результат работы, который получает заказчик в Австралии, оказывается отвратительным. Стандарты и требования, - говорит Слай, - начинают меняться самым непостижимым образом.



Читать на сайте 1CERT.RU