?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Проект нового закона сейчас находится на стадии публичного обсуждения. Заинтересованные организации уже предложили более 800 поправок, половина из которых принята. Разработчики законопроекта, среди которых Минпромторг (Министерство промышленности и торговли, - ред.), Росстандарт (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, - ред.) и РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей, - ред.), подготовили и другой документ – «Дорожную карту…» по реализации проекта создания закона. Он определяет ориентировочные сроки, которые должны занять различные стадии подготовки и принятия. Итак, согласно этому документу, до 1 августа законопроект поступит в Правительство Российской Федерации, а в третьем квартале этого года он должен быть уже на обсуждении в Госдуме. Напомним, что еще до появления проекта закона «О стандартизации», широкой публике стала доступна его «Концепция…», где говорится о целях создания «О стандартизации» – это повышение эффективности правового регулирования стандартизации, сближение российской системы создания нормативных документов с соглашениями и другими документами, существующими на наднациональном уровне (Россия – член ВТО, - ред.). В «Концепции…» подчеркивается, что в разработке ФЗ «О стандартизации» будет учтен опыт ФЗ «О техрегулировании» и положения «Концепции развития национальной системы стандартизации», увидевшей свет в сентябре 2012 года. Отметим, что среди задач будущего закона также достижение лучшего планирования разработки новых стандартов.


Отдельно стоит сказать об отношении закона «О стандартизации» к ФЗ «О техрегулировании». Как сказано в «Концепции…», техрегулирование по ФЗ «О техрегулировании» логично сосредоточено на обеспечении эффективного технического регулирования той части продукции, которая может представлять опасность для потребителя. Из-за необходимости совмещать такую направленность с регулированием стандартизации, которая сейчас также лежит именно на ФЗ «О техрегулировании» возникают проблемы. Дуализм, о котором идет речь, заставил разработчиков закона уделять сравнительно малое внимание стандартизации вообще, в том числе относящейся к «безопасным» сферам науки и производства, стандартизация в которых играет важнейшую роль. К тому же, регулирование стандартизации в ФЗ носит «фрагментарный», часто недостаточный характер. Авторы «Концепции…» отмечают и такой недостаток закона «О техрегулировании», как наличие «механических» и не до конца продуманных заимствований из старого закона «О стандартизации», утратившего силу с появлением ФЗ «О техрегулировании». Говоря о необходимости создания нового закона, который будет регулировать отношения, возникающие вокруг создания стандартов, авторы «Концепции…» ссылаются и на зарубежный опыт. Подобные отдельные законы для стандартизации существуют в Австрии, Бельгии, Бразилии, в Израиле, Венгрии, в Украине, в Армении и целом ряде других государств.


Сам проект закона «О стандартизации» уже сейчас содержит множество новшеств. Так, сейчас обязательными по ФЗ «О техрегулировании» признаются только техрегламенты, а стандарты – добровольны к применению. Нынешний проект, если только он будет принят в качестве закона, вводит категорию «национальных основополагающих стандартов», которые признаются по закону обязательными. Кроме того, остальные нормативные документы этого типа считаются добровольными, но с оговоркой: если другое не предписано другими законами. Еще одной интересной новостью является то, что проект закона «О стандартизации» предлагает наделить один из исполнительных органов власти полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области стандартизации. Предполагается даже, что он будет устанавливать правила для национального органа по стандартизации. Сейчас таковым является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт, - ред.).


Читать на сайте 1CERT.RU