?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Довольно часто систему менеджмента качества определяют, как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности для управления качеством на предприятии. Однако каноническое определение из стандарта ISO 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» выглядит иначе. Толкование термина СМК (система менеджмента качества, - ред.) определяется отделенными друг от друга понятиями «система» (совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, - ред.) и «система менеджмента» (система для разработки политики и целей и достижения этих целей, - ред.). Соответственно, система менеджмента качества толкуется в стандарте, как…




Цитата:</strong> ‘…система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству’




Некоторые российские предприниматели путают СМК с системой управления предприятием вообще – это неправильно. Система менеджмента качества – только одна из подсистем общего менеджмента, который, кроме нее, может включать в себя много всего: финансовый менеджмент, менеджмент охраны окружающей среды на предприятии. Обычно системы менеджмента внедряют в организации, основываясь на завоевавших авторитет стандартах. Таких стандартов много (например, международный AS 9100 «Системы менеджмента качества. Требования к авиационным, космическим и оборонным организациям», - ред.), но чаще приходится слышать только об ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» – это связано с тем, что стандарт Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, - ред.) получил широкое распространение, и один из немногих претендует на универсальную применимость вне зависимости от отрасли, в которой работает организация и от ее прочих характеристик, например, размеров. Внедрив ISO 9001, предприниматели могут сертифицировать свою СМК и получить дополнительную выгоду от свидетельства наличия системы в их компании, выданного независимым оценщиком.


Система менеджмента качества по ISO 9001 состоит из целого ряда методов, подходов и действий, которые помогают поддерживать и улучшать качество продукции предприятия. Продукция в терминах серии стандартов ISO 9000 – это и материальные товары и услуги. В центре внимания оказываются такие элементы системы, как процессный подход, документирование процессов и возможность их автоматизации в некоторых случаях, но нельзя упускать из виду такие принципы СМК по ISO 9001, как ориентация на потребителя, лидерство руководства, вовлечение персонала, взаимоотношения с поставщиками, принятие решений на основании фактов. Все перечисленное является системой, только если работает и приносит результаты. Поскольку, эффективность СМК не высчитывается в финансовых показателях – нет единых критериев – у неопытных в использовании стандарта бизнесменов на малых предприятиях возникает недоумение о том, как определить, что СМК заработала и больше не представляет собой бесполезной по отдельности группы элементов. Дать ответ на этот вопрос помогает руководство IAF (International Accreditation Forum, - ред.) «Аудит СМК, обладающей минимум документации». Документ утверждает, что в случае, если в организации создан минимальный набор необходимых по стандарту ISO 9001 документов, в небольших организациях может возникнуть разногласия во взглядах на СМК аудиторов и руководства организации. Понять, работает ли система на самом деле, – пишут авторы документа, – можно тщательно изучив на всех этапах производства, реально ли выполняются прописанные в документации процедуры, опросив сотрудников компании.


Стандарт ISO 9001 появился в 1987 году, но история развития систем менеджмента качества насчитывает уже более ста лет. Первой СМК обычно называют, так называемую, «систему Тейлора» (Фредерика Тейлора, - ред.). Эта первая система предполагала контроль качества отдельных деталей, путем создания руководителями стандартов предприятия и документов, отражающих допуски разницы произведенных комплектующих, которые рабочим нужно было только реализовать. Потребовался долгий путь, прежде чем контроль качества деталей не превратился в контроль качества руководства, ведь выяснилось, что зародыш брака неизбежно кроется в неверном управленческом решении. Так, виноват ли тот, кого уволили за порчу станка или дефектные детали? И, насколько эффективнее решать проблемы до их возникновения!



Читать на сайте 1CERT.RU