?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Добровольная сертификация отличается от обязательной тем, что проводится не по инициативе и под контролем государства, а по желанию организации-претендента на сертификат. Различны и цели: если основной задачей госконтроля является безопасность потребителя, то, в добровольной, акценты отчасти смещаются на рекламу и маркетинг сертифицируемой компании. Задача обеспечения безопасности остается важным приоритетом, но к ней добавляется функция продвижения предприятия на рынке. Законодательные формулировки, отграничивающие две эти формы подтверждения соответствия нормативным документам, прописаны в ФЗ «О техрегулировании». Сразу стоит отметить, что противоречия между маркетингом и безопасностью не существует. Обе эти цели рано или поздно приводят организацию к систематической работе над качеством, поддержке его на достойном уровне. В России, впрочем, существует довольно существенная проблема сертификатов, выдающихся недобросовестными фирмами, не проводящими реальной экспертизы. Они лишь тиражируют с виду авторитетные документы. С другой стороны, такой подход не работает, когда дело касается надежного в получении прибыли и рассчитанного на долговременное существование бизнеса. Как бы ни был наивен потребитель, он довольно быстро сообразит, что хорошо, что плохо и сделает выводы.


Сравнение добровольной и обязательной форм сертификации по такому критерию, как поддержка качества, по мнению многих специалистов, - не в пользу последней. Все дело в том, что безопасность – это основная, но и минимальная планка качества продукции, означающая лишь то, что товар не представляет опасности для жизни и здоровья. Добровольная сертификация, которая, по-сути, провоцирует рыночное соревнование между компаниями в подтверждении соответствия самым высоким стандартам в своей отрасли. Сертификат лишь свидетельство того, что та или иная компания внедрила у себя новые системы менеджмента или достигла соответствия самым высоким стандартам. Естественно, что в такой ситуации качество должно постоянно превосходить минимальные требования. Наиболее распространенный и международно-признанный стандарт в этой области ISO 9001 (Системы менеджмента качества. Требования., - ред.) еще и сам по себе служит целям поддержки качества. Он основан на процессном подходе к менеджменту, научной теории, согласно, которой качество должно постоянно развиваться, в противном случае, этот показатель в компании будет стагнировать. Именно поэтому в тексте ISO 9001 уделено такое большое внимание последовательной, систематической политике руководства в сфере качества, тщательному документированию процедур, наличию ответственных за реализацию политики в сфере качества на предприятии из числа высших руководителей.


Критики расширения поля добровольной сертификации нередко говорят о том, что в России большинство компаний формально относятся к добровольной сертификации и не боятся, что за счет нее конкуренты могут получить какие-либо преимущества в рыночном соревновании. Довольно велик и процент недобросовестных органов по сертификации, которые за цену ниже рыночной предлагают не подкрепленные достаточной доказательной базой документы о соответствии. Такая ситуация, однако, во многом вызвана тем, что добровольная сертификация активно развивается в нашей стране всего 10 лет, с 2002 года, года принятия ФЗ «О техрегулировании». Закон положил начало постепенному выводу большинства отраслей из обязательной сертификации с целью устранения бюрократических проволочек для бизнеса.

Читать на сайте 1CERT.RU