?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Можно или нельзя, а по факту в России это распространено повсеместно (читайте о том, как эффективно использовать сертификат и знак соответствия здесь, - ред.). Достаточно зайти в любой крупный продовольственный магазин и начать приглядываться к небольшим объявлениям на упаковках кофе, чая, творожков, пряников, любых других товаров, и вы увидите большое количество объявлений о пройденной сертификации ISO 9001. Тем временем Международная организация по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, - ред.), которая опубликовала ISO 9001, призывает не публиковать маркировку, отсылающую к этому стандарту на самой продукции и на упаковках товара.

Нормы, касающиеся маркетинговой стороны внедрения ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» отражены в документе «Опубликование вашего сертификата ISO 9001:2008 или ISO 14001:2004» (Publicizing your ISO 9001:2008 or ISO 14001:2004 certification, - ред.). Создатели стандарта опасаются, что в этом случае потребитель может решить, что на соответствие ISO 9001 сертифицирована сама продукция, а не система менеджмента качества (СМК, - ред.) предприятия. А это было бы ошибкой, стоит сказать, что у Международной организации есть еще стандарт ISO 17030:2007. Небольшой документ, объемом всего 4 страницы. Интересующий нас вопрос стандарт затрагивает в пункте 5.4…

Цитата: ‘Знак соответствия может быть нанесен на упаковке продукции или на самой продукции. Все другие знаки соответствия при оценке, проводимой третьей стороной, например, знаки, относящиеся к системе менеджмента качества и экологическому менеджменту, не должны быть нанесены на продукции, ее упаковке или любым другим способом, который может интерпретироваться как обозначение соответствия продукции’

В стандартах все написано, но дело не только в них. Проблема в том, что ISO в вопросе публикации маркировки на упаковке может только призывать – не приказывать. ISO выпускает добровольные для применения стандарты. А кроме того, всегда дистанцируется от сертификации, считая, что деятельность по выработке требований и работа по оценке соответствия никогда не должна пересекаться – по вполне понятным соображениям объективности. Но даже если бы Международная организация признавала бы это своей миссией – у нее нет для этого ресурсов. Ее штат составляет лишь чуть больше сотни сотрудников в Женеве, где расположена штаб-квартира. Этими силами нельзя следить за исполнением норм. Таким образом, ISO не может проследить, чтобы маркировку на упаковку не наносили.

Но другой силой, которая могла бы осуществлять эту функцию, вроде бы являются органы по сертификации. Кстати им эту функцию перепоручает ISO 17030:2007. Увы, здесь тоже много проблем. Да, сертификационные компании выдают компаниям-держателям сертификатов разрешения на использование маркировки. Да, системы добровольной сертификации вправе устанавливать собственные требования относительно использования выданных в этих системах документах о соответствии. Но они тоже не имеют мощностей, чтобы достаточно плотно контролировать обращение с выданными сертификатами ISO 9001. И у них тоже есть проблемы с мотивацией в этом вопросе. Во-первых, единственное, что они могут сделать с нарушителем – приостановить или отозвать сертификат, сертификационные компании крайне редко идут на такие «крутые» меры, так как боятся потерять клиентов. Во-вторых, нормы ISO добровольны и для органов по сертификации тоже. Обязаны они их выполнять лишь когда связываются с аккредитацией, но ситуация в отрасли такова, что на практике можно спокойно работать и без аккредитации. Конечно, любая организация заботится об аргументации своей компетентности, стремится, чтобы как можно больше факторов говорило потенциальному клиенту, что воспользоваться он должен именно услугами этой структуры и никакой другой. Но аргументировать это можно по-разному. Многие, к примеру, имеют регистрацию в реестре систем добровольной сертификации. Но о чем это говорит? Процедура регистрации не подразумевает, в соответствии с ФЗ «О техрегулировании», каких-либо проверок органа по сертификации на соблюдение стандартов аудиторских проверок ISO.

Более того, многие крупные сертификационные компании мирового уровня открыто разрешают использовать маркировку на продукции, но стараются установить правила, которые не введут в заблуждение потребителя. Например, запрещают публиковать маркировку без текстового пояснения того, что она означает (statement, - ред.). Некоторые пытаются найти компромисс между ситуацией на рынке и требованиями ISO, запретив эксплуатировать информацию о сертификации ISO 9001 на самом товаре, первой упаковке товара, но разрешив ставить маркировку на самую внешнюю упаковку или коробку. Казуистики становится еще больше, когда речь заходит о конкретных типах товаров. Что, например, делать производителям упаковки, чьим товаром и является упаковка? На практике действуют – кто во что горазд.

На конференциях, где собираются представители крупных и влиятельных органов по сертификации нередко можно услышать призывы передать функцию контроля за органами по сертификации правоохранительным органам, чтобы у сертификационных организаций был стимул следить за правильностью использования выданных ими документов. Пока же на рынке в сфере маркировки контроль очень слабый. Некоторое его усиление, безусловно, связано с появлением и развитием единого национального органа по аккредитации – Росаккредитации. Перед тем, как решать, как вы будете информировать потребителя о вашем сертификате ISO 9001, обязательно посмотрите примеры того как правильно и как неправильно заявлять о своем соответствии стандарту, в том числе в маркировке.

Читать на сайте 1CERT.RU

Recent Posts from This Journal