?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Продолжается переходный период в связи с публикацией стандарта IATF 16949:2016 на системы менеджмента качества для отрасли производства автокомпонентов. IATF 16949:2016 – это новая редакция ISO/TS 16949, который, согласно решению IATF (Международная целевая группа автомобильной промышленности – International Automotive Task Force, - ред.), заодно с индексом редакции сменил еще и название. В отличие от ISO/TS 16949, подготовленного на базе ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования», новый документ приведен в соответствие пятой редакции ISO 9001ISO 9001:2015. Ради этого Международная целевая группа и инициировала в 2014 году создание IATF 16949. По данным электронного издания «Quality Digest», рабочая группа в составе IATF была создана в ответ на разработку ISO 9001:2015, чтобы сохранить совместимость отраслевого ISO/TS 16949 с общим и универсальным ISO 9001.

Для справки: система международных стандартов СМК (системы менеджмента качества, - ред.) сегодня такова, что на вершине иерархической пирамиды стоит ISO 9001, который является кроссотраслевым. Однако во многих секторах экономики либо оспаривают применимость ISO 9001 к их специфике, либо нуждаются в дополнительных узкоспециализированных положениях. В ответ на объективный запрос бизнес-сообщества, крупные профессиональные ассоциации разрабатывают свои стандарты СМК для отдельных отраслей. Что касается ISO/TS 16949, то ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, - ред.) вначале противилась созданию отдельного стандарта в автомобильной промышленности, но затем приняла участие в его разработке (1999 год, - ред.). Пока действующий ISO/TS 16949 – это, строго говоря, техническая спецификация (TS – technical specification, - ред.), а не стандарт. Для поддержания совместимости с ISO 9001 он включает все требования ISO 9001, плюс некоторое количество дополнительных требований специально для индустрии автокомпонентов. Регулярным обновлением автомобильного стандарта СМК ведает организация IATF, она также осуществляет обратную связь с пользователями теперь уже IATF 16949:2016.

Подробности, касаемо переходного периода с ISO/TS 16949 на IATF 16949:2016, зафиксированы в документе IATF «Transition Strategy» («Стратегия перехода», - ред.). В частности, решено, что при адаптации на предприятии новой редакции нормативного документа, нельзя будет проводить внеочередной специальный аудит. Решено, что переход должен быть осуществлен при проведении запланированной инспекционной или ресертификационной проверки. Только оцениваться будет соответствие не старой редакции, а новой. 14 сентября 2018 года – крайний срок перехода, по истечении которого старые сертификаты ISO/TS 16949 будут не действительны. Причем, объем аудита будет охватывать все подсистемы СМК по IATF 16949.

Эксперты отмечают, что в свете выхода IATF 16949:2016, компаниям лучше загодя озаботиться сменой поставщика сертификационных услуг. Дело в том, что параллельно переходному периоду с одной версии норматива на другой осуществляет аккредитация в IATF органов по сертификации (ОС, - ред.) на допуск к предоставлению услуг по IATF 16949:2016. Некоторые ОС, в том числе тот, чьими услугами вы всегда пользовались, может не пройти аккредитацию. Между тем, менять орган по сертификации во время ресертификации запрещено правилами. Чтобы не попасть в трудное положение, пользователям ISO/TS 16949 лучше произвести необходимые изменения в 2017 году, если решение об обращении в новый ОС – назревает.

Стоит отметить, что в IATF 16949:2016 по сравнению с ISO/TS 16949 есть как изменения, связанные с изменениями в ISO 9001, так и собственные. Так, IATF 16949:2016 тоже перешел на HLS (High Level Structure, - ред.), как и ISO 9001:2015. Собственные, не связанные со стандартом-флагманом ISO, коснулись следующих аспектов:


  • мониторинг важных с точки зрения безопасности изделий и оборудования;

  • обеспечение прослеживаемости соответствия изделий релевантным стандартам и требованиям;

  • требования к продукции с внедренным программным обеспечением;

  • имплементация процесса управления процессом гарантийного обслуживания;

  • разъяснение требований к управлению субподрядчиками и разработке;

  • новые требования к корпоративной ответственности.

Как мы уже писали, разработка IATF 16949:2016 началась в 2014 году. Организованная в IAFT для этой цели группа специалистов в первый год работы собирала подробные сведения о том, какой именно стандарт нужен пользователям, после чего подготовила техническое задание для работы над IATF 16949. Первый проект норматива появился в конце 2015 года. Чтобы широкий круг заинтересованных лиц, представителей органов по сертификации, аккредитованных в IAFT, производителей автомобильной отрасли мог обсудить внесенные изменения, в апреле 2016 года была собрана конференция в Риме. Результатом дискуссий стал окончательный проект, который IAFT и опубликовала в октябре 2016 года.

Читать на сайте 1CERT.RU

Recent Posts from This Journal