?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Актуальность процесса аттестации рабочих мест (АРМ, - ред.) обусловлена количеством увеличивающихся несчастных случаев, профзаболеваний и травм, полученных на производстве. Причем, данная ситуация влияет не столько на саму работу предприятий, сколько отражается на экономических показателях страны. Потери фонда рабочего времени приводят к снижению объемов произведенной продукции и ВВП. По статистическим данным Минздравсоцразвития РФ, в 2011 году процент потерь ВВП, из-за неудовлетворительных условий труда, составляет 4,3%. Существенно подрывают экономику и выплаты компенсаций и досрочных пенсий за работу во вредных условиях. Поэтому одной из задач государственной политики стал пересмотр вопросов охраны труда, принятие мер и решений по улучшению условий. Первым шагом действий стал измененный порядок проверки рабочих мест, их условий.


Механизм АРМ был запущен в России в советское время. Аттестация практически не принимала участия в жизни трудового общества. Потребовались годы, чтобы процесс стал выглядеть единым целым в системе охраны труда. Динамика развития аттестации по проверке рабочих мест лишь сегодня стала принимать должный вид. Обратите внимание на фразу - стала принимать. Почему даже с вступлением в силу нового порядка, в настоящее время мы все еще планируем и ожидаем ее совершенствование? За столько лет своего существования, процесс должен стать отточенным, достичь апогея своего развития. Но, тем не менее, о результатах говорить рано, так как даже бывший Министр бывшего теперь Минздравсоцразвития РФ А. Сафонов в своих докладах за 2011 год подчеркнул слово «модернизация» системы управления охраной труда. Смысл этой фразы понимается, как процесс реформации, а любые реформы, как мы знаем, показывают итоги, плюсы и минусы только после проведения. Как знать? Но, во всяком случае, уже чувствуется твердый стержень новых правил и стремление к улучшению условий рабочих мест.


Правомерно было бы для начала провести краткий исторический экскурс, который позволит нам увидеть, как развивался процесс аттестации и как первые попытки, сделать условия работников безопасными, определили перспективы развития на несколько десятилетий вперед?


Стоит отдать должное развитию рыночной экономики, интенсивное развитие в 90-х годах которой дало ход развитию процесса АРМ. Вертикальная система советского периода по управлению народным хозяйством не смогла создавать нормальные и здоровые условия труда, чтобы обезопасить работников от влияния внешних факторов из-за того, что не выделялись материальные средства. К концу 80-х годов была предпринята попытка установления льгот и компенсаций людям, которые заняты на производстве с вредными условиями. Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за вредные условия труда, было утверждено Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС 3 октября 1986 года. Установление доплат прочно вошло в систему труда и продолжает существовать в современности. Но кардинальных преобразований в управлении охраной труда все же не произошло, потому как по-прежнему продолжало расти число несчастных случаев из-за нерационального производственного процесса, число профессиональных заболеваний, начался переход страны на рыночную экономику. В 1992 году Министерство труда и занятости населения РСФСР утверждает Приказ «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Намеченные в нем цели остались актуальными и в современности: обязательное проведение аттестации на предприятиях, определение влияния производственных факторов, обоснование предоставления льгот и компенсаций, рационализация условий труда (меры по улучшению). Следующая попытка реформирования процесса была проделана с выходом Постановления от 14.03.1997 г. «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», когда аттестация стала обязательным этапом для сертификации работ по охране труда на предприятии. Все оценки условий стали проводится лабораторными методами, была определена проверка всех рабочих мест (ранее проверка мест вышестоящих должностных лиц не проводилась). В «новой» России, с выходом Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года № 569, в котором накопленный опыт был учтен и использован в нововведенных правилах, процесс упорядочен. С этого момента АРМ становится важной подсистемой государственного управления по охране труда. Последним нормативным актом становится Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н (мы будем называть их «новые правила» и «новый порядок»). Кардинальных отличий между приказами «нового» времени не наблюдается, но система анализа безопасности условий на рабочих местах приобрела более серьезный и требовательный характер.


Уже долгие годы аттестация служит инструментом обеспечения контроля безопасности условий на рабочих местах. Главный результат, который достигается при контроле – объективная оценка существующих условий, устранение недостатков в работе, улучшение условий.


Процесс подготовки и проведения аттестации – довольно сложный этап, требующий максимальной отдачи со стороны работодателя. Потому как здесь важен полученный результат не только для него, но и для работника. Процесс аттестации требует дополнительных усилий, а новые правила, изменившие порядок, еще и достоверных, объективных результатов. Особо подчеркивается значимость слова «объективность».


Ранее проведение аттестации контролировал государственный орган - Минздравсоцразвития РФ. По указу Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 орган был преобразован в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ. Контроль за охраной труда регулирует второй орган, в ведении которого находится Федеральное агентство по труду и занятости населения РФ (Роструд, - ред.), которое совершает контроль и надзор в сфере труда.



С чего начать?


АРМ проводится в организации один раз в пять лет. Предусмотренные штрафные санкции за непроведение – это лишь один из этапов борьбы с так называемыми «работодателями-уклонистами». Политика ведомств в их отношении приводит к тому, что ужесточаются требования к различным формам отчетности, благодаря чему подчеркивается обязательность проведения аттестации.


По новым правилам обязательным условием является привлечение аттестующей организации, тогда как в ранее действующих нормативных документах этот пункт был условным. Аттестующая организация должна являться юридическим лицом, быть совершенно независимой по отношению к деятельности работодателя и компетентна в предоставлении услуг. Работодателям необходимо быть особо внимательным при выборе организации. Часты случаи со стороны подобных организаций в предоставлении ложной информации. Принцип привлечения клиентов, «забалтывание», построен на незнании специфики их работы.


Одной из основных функций аттестующей организации является замер вредных производственных факторов (ВОПФ, - ред.). Непосредственно измерениями занимается испытательная лаборатория (ИЛ, - ред.), которая в обязательном порядке входит в состав аттестующей организации. К ней также предъявляется ряд требований, согласно которым осуществление деятельности в области АРМ является вполне законным. Правомочность подтверждает аттестат аккредитации на выполнение услуг в заявленной области. С 2012 года порядок выдачи аттестатов был изменен. Более подробно с ними, а также со спецификой работы ИЛ, Вы можете познакомиться в материале «Лаборатории по аттестации рабочих мест».


Помимо наличия аттестата об аккредитации, ИЛ должна иметь собственную поверенную инструментальную базу для измерений ВОПФ. В новом порядке так и указано:




 Цитата: ‘При проведении оценки должны использоваться методы измерений, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения’



Поверка приборов проводится в метрологических органах системы Ростехрегулирования. Идеально использование в измерении факторов современных средств измерений, так как их погрешность сведена к минимуму. Но приобретение их является довольно затратным делом, поэтому использование предшественников вполне допустимо. Использование приборов для измерения ВОПФ облегчает процесс оценки и делает его объективным.


Замеры проводят эксперты испытательных лабораторий. К ним также предъявляются требования, причем, до начала наделения полномочий, они проходят проверку временем. Это три года, в которые он должен приобрести необходимые навыки и знания для проведения столь трудоемкой работы.


При АРМ подлежат проверке все рабочие места. Схема проведения для всех мест едина: проверить, выявить, устранить. Многие ошибочно полагают, что при проверке, к примеру, офисных мест особая нагрузка не нужна, но нюансов по расположению рабочего места, по освещению, по влиянию внешних факторов есть множество. Рабочее место учителя, парта и стол, доска, компьютер, класс учеников, тяжесть трудового процесса и так далее. Любое рабочее место требует к себе предельной внимательности при аттестации. Даже влияние мелких факторов со временем может перерасти в развитие профзаболеваний.



Статистика по проведению АРМ в России


Проведение аттестации отслеживают органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде. Сводные данные по результатам проведения АРМ отражены на официальном сайте Роструда, где показана численность аттестованных и неаттестованных рабочих мест, допустимость и наличие ВОПФ на рабочих местах предприятий всех регионов страны.


Проверки направлены на выявление и устранение нарушений охраны труда. На первом месте среди этих нарушений чаще оказывается неудовлетворительная организация работ на предприятиях. Только за 2 квартал 2012 года по этой причине зарегистрировано 1097 несчастных случая.


Экспертиза безопасности труда, проверка рабочего места, анализ условий труда – этот ряд можно продолжать и далее, только, смысл этих словесных форм не изменится. Все они подразумевают в себе одно понятие - «аттестация рабочих мест». Этот процесс не несет в себе негатива, не имеет отрицательных сторон. Его цель – улучшение условий на рабочих местах даже там, где это бывает порой сложно сделать, но можно. Важно только четко и ясно представлять необходимость процесса и думать, прежде всего, о людях.



Читать на сайте 1CERT.RU