?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Источник: данная статья опубликована на сайте консалтинговой компании в области систем менеджмента «CORE Business Solutions». В оригинале она вышла на английском языке.

Один из вопросов, которые чаще всего вызывают затруднения на этапе подготовки к сертификации по ISO 9001, состоит в следующем: что именно нужно сделать, чтобы успешно пройти сертификационный аудит. Недоразумения в этом вопросе чаще всего происходят из-за неудачного опыта прошлой сертификации ISO 9001 в прошлой компании или из-за родившихся вокруг стандарта слухов, переросших за годы в устойчивые стереотипы на рынке.

И правда: за более чем двадцатипятилетнюю историю имплементации ISO 9001 он заслужил у пользователей противоречивую репутацию. Вот те претензии, которые на слуху:

Все это говорят, но только правда ли это?

ISO 9001 в конце 80-х был рожден потребностью курпных производителей в реальном способе оценки поставщиков без проведения дорогостоящих регулярных аудитов качества. По другую сторону прилавка поставщики хотели получить единые требования вместо всей массы противоречащих друг другу и просто различающихся претензий от всех их клиентов. Они также были заинтересованы в сокращении количества аудитов от заказчиков.

С появлением признанного на международном уровне стандарта ISO 9001 и развитием идеи аудитов «третьей стороны» – компаний, которые предоставляли услугу независимой оценки соответствия (сертификации) по этому стандарту клиенты и подрядчики нашли формат сотрудничества от которого выигрывают все. Теперь клиенты могли быть уверены в том, что их поставщики действительно внедрили у себя определенные практики обеспечения качества. Поставщики получили единые требования и единый аудит, демонстрирующий соответствие этим требованиям.

Прежде, чем мы закончим этот краткий экскурс в историю ISO 9001, затронем еще кое-что. Суть подхода к менеджменту качества в сертифицированной компании, который лежал в основе ISO 9001 с самого начала состоял в том, чтобы использовать минимально необходимый набор инструментов в арсенале обеспечения качества и документировать процедуры по этим инструментам. Расчет был таков:

«Если наш поставщик документирует все, что делают его сотрудники, а проведенный аудит удостоверяет, что персонал действует в соответствии с подготовленной документацией – тогда качество будет улучшаться».

И что же? Компании создали тонны документации, а аудиторы проверяли соответствие, но, практически, качество не улучшалось. Поди ж ты! Отголосок этого кошмара – те самые стойкие слухи о неэффективности систем менеджмента качества по ISO 9001, которые вы слышали. Я знаю об этих вещах не понаслышке, так как именно таким было внедрение ISO 9001 в первой компании, где я работал. Мы начали проект имплементации стандарта с того, что шокировали нашего поставщика канцелярских принадлежностей требованием доставить нам несколько 6-дюймовых скоросшивателей. Именно такие штуки должны были понадобиться нам для того, чтобы хранить всю бумажную документацию, которая скоро должна была появиться. Чем же все закончилось?


  1. Было сделано очень много документов, которые потом можно было показать аудитору.

  2. Мы сшили все документы.

  3. Мы показали документы аудитору.

  4. Аудитор был счастлив.

  5. Мы положили сшитые документы на полку, чтобы достать их вновь, когда в следующий раз придет аудитор.

По большому счету, весь проект представлял собой всего лишь шоу для аудитора! Как можно было ожидать от чего-то подобного, что произойдет улучшение качества?

К счастью, редакторы ISO 9001 предусмотрели регулярный пересмотр текста ISO 9001 и со времени моего неудачного опыта текст норматива менялся уже несколько раз. Уроки были усвоены. Могу сказать, что текущая редакция ISO 9001 (речь идет о стандарте ISO 9001:2008, - ред.) проделала большой путь на пути к большей дружественности пользователям и, что еще важнее, на оказания реальной помощи в улучшении качества.


  • Действующая на данный момент редакция вращается вокруг результатов, а не документооборота.

  • ISO 9001 стал более гибким, что позволяет более эффективно применять его в небольших организациях и за пределами промышленности.

  • Стандарт предоставляет рекомендации, которые нужно самостоятельно приспособить к вашей компании, а не учит вас тому, как делать вашу работу.

Сегодня многие компании находят ISO 9001 более простым стандартом, чем они его считали, да и более полезным для улучшения работы. А разве не в этом суть?

Перейти ко второй части.

Перевод: сотрудник Центра по сертификации и лицензированию «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

Читать на сайте 1CERT.RU

Recent Posts from This Journal