?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись



Источник: автором статьи является Дуг Милн (Doug Milne, - ред.), она впервые опубликована на английском языке, на сайте одного из крупнейших в мире органов по сертификации «DNV GL». Штаб-квартира организации находится в Милане, Италия.


Беглое напоминание 10 обязательных параграфов стандартов на системы менеджмента в соответствии с единым шаблоном ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, - ред.):


  1. Область применения.

  2. Нормативные ссылки.

  3. Термины и определения.

  4. Среда организации.

  5. Лидерство.

  6. Планирование.

  7. Поддержка.

  8. Рабочий процесс.

  9. Оценка деятельности.

  10. Улучшение.

Эта статья будет посвящена восьмому разделу. Он, в основном, освещает вопросы контроля продукции и операционного контроля. Речь пойдет о «машинном отделении» производственного организма (особенно в контексте ISO 9001, - ред.). Здесь, возможно, ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015 лучше рассматривать по отдельности, поскольку, в лучших традициях соответствующих параграфов действующих стандартов в разделе восьмом между ними наблюдается существенная разница. Комментировать ISO DIS 14001:2015 легче – его восьмой раздел включает два основных подпункта:

8.1 Операционное планирование и контроль (Operational planning and control, - ред.).

8.2 Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование (Emergency preparedness and response, - ред.).

Что можно сказать? Оба подпункта весьма напоминают существующие 4.4.6 и 4.4.7 в ISO 14001:2004. Интересно, что в Проекте комитета (CD – Committee draft, - ред.) наличествовал прежний раздел «Планирование и контроль цепочки создания стоимости». Теперь же, в нынешней редакции «черновика» стандарта этот раздел был полностью удален вместе со связанными с «цепочками создания стоимости» понятиями и терминами. Главная причина тому заключается, кажется, в том, что есть ощущение: включить «цепочки создания ценности» – значит выйти за границы тематики стандарта чересчур далеко. Также в значительной степени существующий контент и требования, имеющие отношения к жизненному циклу перекрывают область неизбежных требований и содержания любых отраслевых стандартов экологического менеджмента, связанных с ISO DIS 14001:2015.

Если говорить о подпункте 8.1, то все, в принципе, остается таким же. Единственное, сделаны определенные поправки, призванные сориентировать требования ISO DIS 14001:2015 в большей степени на процессном подходе и жизненном цикле продукции и услуг. Исчезновение подпункта, который посвящен «цепочкам создания ценности» было компенсировано некоторым «усилением» 8.1 за счет тематики жизненного цикла, а также более прямых требований в сфере управления подрядчиками, поставщиками, процессами, реализуемыми вне организации. О 8.2 незачем долго говорить – он очень напоминает 4.4.2 из действующей редакции, и в частности в вопросах реагирования на угрозы, планирования, необходимых действий и анализа.

В ISO DIS 9001:2015 к пункту 8.1 «Операционное планирование и контроль» из HLS было добавлено много других специфических подпунктов.

8.1 Операционное планирование и контроль.

8.2 Установление требований к продукции и услугам (Determination of requirements for products and services, - ред.).

8.3 Проектирование и разработка продукции и услуг (Design and development of products and services, - ред.).

8.4 Контроль продукции и услуг, поставляемых внешними поставщиками (Control of externally provided products and services, - ред.).

8.5 Производство продукции и услуг (Production and service provision, - ред.).

8.6 Выпуск продукции и услуг (Release of products and services, - ред.).

8.7 Контроль несоответствующих выходов из процессов, продукции и услуг (Control of nonconforming process outputs, products and services, - ред.).

Что ж, этот раздел похоже и вправду может, по большей, части заменить Параграф №7 из ISO 9001:2008 «Выпуск продукции», но нас интересует то, что он кое-что меняет, а кое-что добавляет. Я обобщил эти моменты ниже.

8.1 «Операционное планирование и контроль»: кажется предельно ясным, почему очень важно обеспечить связь между этим подпунктом и важнейшего содержания из Подраздела 4.4, где идет определение важнейших для системы менеджмента качества процессов и их взаимосвязи. Далее, в подпункте есть некоторые дополнительные требования, которые связаны с управлением изменениями (теперь положения в этой области стали более прозрачными, однако должны быть под управлением какой-нибудь хорошей системы менеджмента!). В 8.1 появились и обновленные требования по контролю за внешними по отношению к организации процессами (раньше все это было в разделе о закупках в ISO 9001:2008, - ред.).

8.2 Установление требований к продукции и услугам: очень напоминает ISO 9001:2008 – пункты 7.2.1 – 7.2.3. Из нового, пожалуй, только пассажи о коммуникации по поводу собственности потребителей и реагирования в неожиданных ситуациях.

8.3 Проектирование и разработка продукции и услуг: данный раздел ISO/DIS 9001:2015 принял многое из подпункта 7.3 действующей редакции, но 8.3 обладает более ясной структурой и более доступными требованиями в том, что касается того, когда именно нужны процессы проектирования и разработки (8.3.1, - ред.). То же самое можно сказать о (8.3.2, - ред.) – планирование проектирования и разработки исходя из потребностей потребителя и данных документированной информации (они к этому моменту уже должны быть в наличии! – ред.). Относительно входов процессов проектирования и разработки приведено больше возможных входных данных, включая соображения ресурсов и потенциальных последствий ошибок (8.3.3, - ред.).

8.4 Контроль продукции и услуг поставляемых внешними поставщиками: этот подпункт в создающейся новой редакции стал более всеобъемлющим, включающим расширенный контекст с точки зрения вопроса о том, что считать внешними процессами, продукцией и услугами. Сделаны более ясными и критерии применения требований.

8.5 Производство продукции и услуг: большая часть этого положения очень похожа на требования ISO 9001:2008. Ключевое различие состоит в том, что теперь добавили два новых подпункта: 8.5.5 «Послепродажное обслуживание» и 8.5.6 «Управление изменениями» – нельзя сказать, что эти проблемы не освещены в действующей редакции, но в новой это сделано более понятно и прямо.

Говоря в общем, ISO DIS 9001:2015 расширяет терминологию и охват параграфа, который посвящен операциям и производству. В то же время удалось сохранить большую часть содержания действующей редакции. Примененный при разработке стандарта подход лежит больше в области общей проблематики стандартов систем менеджмента по более эффективной интеграции в нормативы процессно-ориентированного подхода HLS. Обновленный стандарт лучше отвечает потребностям непрерывного производственного цикла создания товаров и услуг.

Перевод: сотрудник Центра по сертификации и лицензированию «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

Читать на сайте 1CERT.RU

Recent Posts from This Journal