?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись


Источник: автором статьи является Дуг Милн (Doug Milne, – ред.), она впервые опубликована на английском языке, на сайте одного из крупнейших в мире органов по сертификации «DNV GL». Штаб-квартира организации находится в Милане, Италия.

В моем первом блоге, я сделал обзор причин, по которым ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015 обновляются, обозначил некоторые ключевые изменения в обновлениях, а также основные моменты и даты. Этот второй блог из серии сосредоточен на High Level Structure (HLS, - ред.), которая сейчас используется во всех новых и обновленных стандартах на системы менеджмента. Принцип HLS является логичной и разумной идеей для приведения в соответствие базовой структуры и содержимого всех стандартов системы менеджмента, определяется Директивами ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, - ред.) в Приложении SL (На тот случай если ссылка появится в других блогах и документации).

ШАГ 2: СТРУКТУРА ВЕРХНЕГО УРОВНЯ (HLS)

Структура Высокого Уровня имеет несколько основных особенностей:

1) Включает 10 главных разделов, которые должен содержать любой стандарт системы менеджмента ISO.

2) Включает определенное количество обязательных подпунктов к 10 главным обязательным разделам.

3) К каждому обязательному разделу дано описание информации, которую он должен содержать – не только название параграфа.

Итак, … каждый стандарт системы менеджмента состоит из одинаковых заголовков разделов, одинаковых заголовков подпунктов и схожего текста, общего для всех стандартов.

Но… каждый стандарт системы менеджмента может содержать дополнительное оригинальное содержание, которое обуславливает его специфику.

Чтобы не быть голословными…

Обязательные пункты HLS следующие:


  1. Область применения.

  2. Нормативные ссылки.

  3. Термины и определения.

  4. Среда организации.

  5. Лидерство.

  6. Планирование.

  7. Поддержка.

  8. Функционирование.

  9. Оценивание результатов функционирования.

  10. Улучшение.

Еще раз подчеркнем, эти основные параграфы будут неизменны от стандарта к стандарту – они были согласованы в ISO в качестве структуры верхнего уровня для всех стандартов менеджмента – они уже используются в самых последних стандартах таких, как ISO 55001:2014 «Менеджмент активов. Системы менеджмента. Требования» и ISO 27001:2013 «Информационная технология. Методы обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования». В качестве примера давайте рассмотрим Пункт 4 «Среда организации». Текущие проекты ISO 9001 и ISO 14001 оба содержат обязательные подпункты разделов:

4.1 Понятие организации и ее окружения.

4.2 Понятие потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.

4.3 Определение области применения системы менеджмента.

4.4 Система менеджмента.

Комитеты ISO могли бы согласовать добавление других подпунктов в каждый из их стандартов если бы они сочли это целесообразным, но для параграфа №4 они решили остановиться на обязательных подпунктах и дать просто дополнительный текст внутри обязательных подпунктов, чтобы сфокусироваться на приоритетных для качества или экологии, соответственно.

В пункте 8 «Функционирование», единственный обязательный подпункт следующий:

8.1 Планирование функционирования и контроль.

Но здесь мы видим некоторые значительные расхождения между комитетом, занимающимся ISO 9001 и комитетом, отвечающим за ISO 14001 в дополнительных подпунктах, а именно:

Для ISO 9001:

8.2 Определение требований рынка и взаимоотношений с клиентами.

8.3 Процесс планирования операций.

8.4 Контроль за внешним предоставлением товаров и услуг.

8.5 Разработка продукции и услуг.

8.6 Производство продукции и услуг.

8.7 Продажа товаров и услуг.

8.8 Несоответствующие товары и услуги.

Для ISO 14001:

8.2 Контроль цепи издержек.

8.3 Аварийная готовность и реагирование.

Довольно много различий если все еще удерживаться в рамках концепции дополнительного содержимого! Но, с другой стороны, вовсе не так много по сравнению с Параграфом №7 в ISO 9001:2008 и пунктами 4.4.6 и 4.4.7 в ISO 14001:2004.

Итак, надеюсь вы увидели, как ISO подходит к идее имплементации единого подхода к общей структуре и большей части содержимого стандартов систем менеджмента. Причем, это нисколько не мешает отдельному стандарту на системы менеджмента полностью учитывать и раскрывать свою предметную область.

Это рассказ об аспектах, связанных с HLS. В следующем блоге я расскажу о самих изменениях, сделанных в стандартах и их структуре. Что еще более интересно и логично, так это то, что самые важные изменения являются ОДИНАКОВЫМИ для ISO 9001 и ISO 14001 – или любой системы менеджмента. Почему это логично? Потому что фундаментальные принципы любой системы менеджмента базируются на совокупности единых основных принципов.

Перевод: внештатный сотрудник «Единый Стандарт» Богдан Калошин.

Читать на сайте 1CERT.RU

Recent Posts from This Journal