?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись


Источник: автором статьи является Дуг Милн (Doug Milne, – ред.), она впервые опубликована на английском языке, на сайте одного из крупнейших в мире органов по сертификации «DNV GL». Штаб-квартира организации находится в Милане, Италия.

Беглое напоминание 10 обязательных параграфов стандартов на системы менеджмента в соответствии с единым шаблоном ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, - ред.):


  1. Область применения.

  2. Нормативные ссылки.

  3. Термины и определения.

  4. Среда организации.

  5. Лидерство.

  6. Планирование.

  7. Поддержка.

  8. Рабочий процесс.

  9. Оценка деятельности.

  10. Улучшение.

Шаг 5. Лидерство

Данный параграф – Параграф №5 включает значительную часть содержания уже знакомых нам, действующих редакций ISO 9001 и ISO 14001. Есть и небольшие нововведения в концепции роли высшего руководства. В подпункте 5.1 «Лидерство и приверженность» (Leadership and Commitment, - ред.) оба стандарта послушно следуют тексту HLS (High Level Structure, - ред.). В этом месте перечисляется группа ключевых действий, которые высший менеджмент должен выполнить, чтобы «демонстрировать лидерство и приверженность в том, что касается системы менеджмента». Здесь кроется одна из новаций, привнесенных общей структурой стандартов на системы менеджмента HLS. Топ-менеджмент должен показать лидерство в системе, а не только демонстрировать приверженность. Таким манером новые редакции стандартов пытаются добиться все того же – вывести контроль над системой менеджмента к самому высшему кругу руководителей. Имеется в виду и другая цель – сделать системы менеджмента ключевыми элементами общей системы управления организацией, а процессы систем менеджмента – ключевыми бизнес-процессами и мерами. Это вовсе не означает, что менеджмент должен «извергнуть» политику в области качества или рассказать о целях и задачах системы. Дело в другом: руководители должны обеспечить, чтобы заинтересованные стороны были привлечены к дискуссии по ключевым вопросам развития бизнеса – эта идея является одним из стержневых элементов концепции системы менеджмента.

Если говорить о подпункте 5.2 «Качество и экологическая политика» (Quality and Environmental Policy, - ред.), то мы вновь имеем дело с привычным контентом из действующих ISO 9001 и ISO 14001 и общими требованиями о доступности информации внутри и вовне организации. Также не является сюрпризом, что эта информация должна быть документирована и доведена в организации до широкого круга заинтересованных лиц внутри компании. Когда мы добираемся до последнего подпункта 5.3 «Распределение ролей в организации, ответственность и полномочия» (Organizational Roles, Responsibilities and Authorities, - ред.) то сквозь новую обертку опять мы узнаем все то же привычное содержание. Однако, как и в случае с подпунктом 5.1, высший менеджмент более прямо и открыто назван ответственным за то, что элементы системы, о которых говорит подпункт надлежащим образом внедрены. Информация о них нужным образом распространена в компании, а сами эти аспекты достаточно полно поняты и осознанны.

Необходимо отметить, что в стандарте больше не присутствует такая роль, как Представитель высшего руководства. Вопрос о возможности устранения требования о наличии представителя высшего руководства был дискуссионным во время последних нескольких семинаров. Звучали вопросы: а что будет со всеми теми людьми, которых понанимали в состав топ-менеджмента именно на должность Представителя высшего руководства по системе менеджмента! На самом деле, новые версии стандартов все еще содержат весь ключевой функционал и ответственность, которая в действующих редакциях падает на плечи представителя высшего руководства. Удаление упоминаний об этом представителе означает не отказ от самой концепции, а наоборот, делается попытка более органично интегрировать его функции в управленческую структуру организации, в высшее руководство как таковое. Или, говоря более практическим языком, высшее руководство стремятся уберечь от идеи свалить все на одного человека и дистанцироваться от системы, как это, увы, часто бывает.

Говоря в общем, когда мы читаем обновленный Параграф №5, то видим много знакомого содержания. Главное отличие – еще больший акцент на лидерстве и приверженности и в тексте еще более ярко выражено ожидание, что высший менеджмент более активно будет участвовать в работе систем менеджмента.

Перевод: сотрудник Центра по сертификации и лицензированию «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

Читать на сайте 1CERT.RU

Recent Posts from This Journal