?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Что такое ISO 9000?

Если ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, - ред.) можно назвать доминантой международной стандартизации, то серия ее наиболее популярных стандартов – ISO 9000 – доминанта среди стандартов менеджмента качества: согласно специальным исследованиям – это самые популярные из нормативов ISO. Серия – это, просто-напросто, группа стандартов, объединенных общей тематикой. Кроме ISO 9000, есть много других стандартов менеджмента качества: американская группа технических документов QS 9000, HACCP, но они сравнительно малоизвестны, имеют отраслевую направленность и, вдобавок, созданы с ориентацией на ISO 9000: опыт этой успешной серии всегда, так или иначе, учитывался. Международная организация всегда видела угрозу в распространении отдельных нормативов в этой области. Считается, что их развитие подрывает интерес к серии ISO 9000, у которой кросс-отраслевая природа. На практике получился компромисс: отраслевые стандарты управления качеством приобретают все большее значение, но ISO удается договариваться, чтобы они либо были основаны на ISO 9000 (с добавлением эксклюзивных для той или иной сферы требований, - ред.), либо были совместимы с универсальными нормативами ISO.

Многих корпоративных пользователей стандартов смущает декларируемая универсальность ISO 9000. В документах серии сказано, что он подходит для организаций любой отрасли, страны и размера. Заинтересованные лица не встречают конкретики для реальной обстановки, в которой они работают. «Все – это ничего». Но это в теории, а на практике универсальность ISO 9000 таки имеет свои преимущества. Ни одно предприятие не может позволить себе замкнуться в своей отрасли и постоянно взаимодействует с организациями из других сфер как подрядчик, закупщик или в каком-нибудь другом качестве. Отраслевые стандарты знает только отрасль. А ISO 9000 предоставляет мировому рынку общий язык качества, своего рода латынь качества для тех, кого больше ничего не связывает. Эта роль, по-видимому, крайне востребована. Не случайно сертификация по стандартам ISO 9000 приобрела повальный характер во многих регионах мира.

Самым прикладным из группы стандартов, о которых идет речь, является норматив ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования», именно по этому стандарту на российских и на европейских предприятиях проводят сертификацию системы менеджмента качества. Кроме ISO 9001 в серию ISO 9000 входит одноименный стандарт ISO 9000 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь», а также еще три документа: ISO 9004 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению», ISO 19011 «Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды» (посвящены аудиту систем, — ред.), ISO 10012 «Обеспечение качества измерительного оборудования». Все стандарты периодически, обычно раз в несколько лет, проходят ревизию и переиздаются в новой редакции. Изменения могут быть незначительны с точки зрения обычного читателя, но иногда имеют принципиальное значение для проведения сертификации. О том, к какой редакции относится тот или иной документ серии можно судить по одному из вариантов записи названия. Например, ISO 9001 иногда упоминают как ISO 9001:2015. Последние четыре цифры – это и есть год редакции, в которой представлен данный документ. Этот конкретный документ претерпел за свою историю пять редакций: ISO 9001:1987, ISO 9001:1994, ISO 9001:2000, ISO 9001:2008 и сейчас действует упомянутый ISO 9001:2015. Русскоязычный аналог под обозначением «ГОСТ Р ИСО» или «ГОСТ ISO» имеют все стандарты серии ISO 9000. Например, ISO 9001:2015 на русском языке называется ГОСТ Р ИСО 9001-2015. В том, что стандарт ISO адаптирован у нас как национальный с «родным» индексом «ГОСТ» нет ничего удивительного. Многие стандарты ISO принимаются странами-членами организации в качестве национальных стандартов – так происходит международная интеграция. Для предпринимателя важно то, что введение и опубликование новой редакции текстов ISO не означает их немедленного принятия в России, между обновлением стандарта Международной организации по стандартизации и соответствующим обновлением российского национального стандарта ГОСТ Р ИСО может пройти несколько лет. Эта ситуация, однако, характерна в основном для стандартов, содержащих требования. Международная организация по стандартизации не занимается сертификацией и несколько дистанцируется от этой деятельности, но для российских бизнесменов есть определенная разница между, например, ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ISO 9001:2015. В России подтверждение соответствия систем качества находится в области добровольной сертификации, поэтому какой вариант стандарта потребуется, зависит от рыночной ситуации, в которой оказалась компания. Бывает, что организации-заказчику привычен экспорт или господствуют европейские подходы к управлению и корпоративной культуре: может выдвинуть в качестве условия сотрудничества сертификацию по аутентичному ISO 9001 и, возможно, даже в европейском органе по сертификации, а бывают случаи, когда компания больше доверяет слову «ГОСТ» в названии. Возвращаясь к вопросу о новых редакциях документов ISO нужно сказать, что до последнего времени они выходили синхронно. Так, самая первая редакция всей серии ISO 9000 вышла в 1987, вторая – в 1994, третья – в 2000. Далее синхронность была нарушена – нормативы одной серии выходили в разные годы. Стоит отметить, что с развитием серии стандартов менеджмента качества, часть документов было вообще отменено. В качестве примера можно привести нормативы ISO 9002 и 9003, содержание которых было фактически поглощено текстом ISO 9001, и в них отпала надобность. Добавим, что российские ГОСТы, посвященные системам менеджмента качества и их проверке органами по сертификации не ограничиваются переводами текстов ISO. Например, есть независимый от Международной организации по стандартизации документ ГОСТ 40.003-2008 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества». Точно так же, как нельзя поставить знака равенства между российскими национальными стандартами в области систем менеджмента качества и переводами ISO, нельзя отождествлять всю работу в области качества Международной организации по стандартизации с серией ISO 9000. Всего, по данным сайта Международной организации по стандартизации в этой области, у ISO 37 опубликованных и утвержденных документов и 11, находящихся на стадии проекта. Их готовят разные технические комитеты: №176, №210, №212, №76, №34 и ряд других. Группа стандартов ISO 9000 находится в юрисдикции ISO/TC 176. В составе ISO/TC 176 работают эксперты из России, в основном они концентрируются вокруг подкомитета, который занимается ISO 9001. В числе тех, кто принимает активное участие в деятельности комитета руководитель отдела ВНИИС Галеев В.И., специалисты Российского морского регистра. Ранее, с комитетом сотрудничал первый заместитель генерального директора ВНИИС Чайка И.И. Ну и, нельзя не упомянуть, что сам пост президента ISO сейчас (в должности с 01.01.2011, срок действия полномочий – 2 года с момента назначения, — ред.) занимает россиянин – Алешин Б.С.

Читать на сайте 1CERT.RU

Recent Posts from This Journal