?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Чтобы проанализировать причины аварий внутридомового газового оборудования (а это разного рода отопительные и водонагревательные приборы), необходимо сопоставить сведения из источников разного рода – надзорных органов, корпорации «Росгазификация», спасательных служб и средств массовой информации. Например, статистика Ростехнадзора отличается от приведённой выше в меньшую сторону и говорит о примерно полутора десятках смертельных случаев за год. Но даже и такие показатели заставляют специалистов бить тревогу. Причина её – в том, что жилые помещения, отапливаемые газом, не являются объектами производства, а, значит, не входят в поле действия ФЗ № 116, устанавливающего показатели безопасности в промышленности. Иных же документов по использованию бытового газового оборудования, пока нет, и этот пробел не восполнили даже принятые в 2003 году правила эксплуатации газораспределительных объектов и систем газопотребления.

Вместе с тем нужно упомянуть, что решение о создании органа, курирующего обеспечение граждан коммунальными благами – государственной жилищной инспекции – было принято на высшем уровне уже более двадцати лет назад. Однако местные инспекции фактически взяли на себя обязанности лишь по снабжению природным газом (наряду с отоплением и водо- и электроснабжением), но не по контролю использования приборов водонагрева и отопления. Подобный надзор в действительности осуществляла только столичная жилинспекция.

Схема обслуживания внутридомового газового оборудования должна определять уровень подготовки сотрудников организаций, занимающихся техническим и ремонтным обслуживанием внутридомового газового оборудования, перечень техники, имеющейся у них на вооружении. Однако до сих пор такая схема не разработана. Кроме того, широкий жест в виде отмены лицензий на ТО и ремонт домашних газовых приборов привёл к резкому снижению квалификации персонала (и качества работы) обслуживающих организаций. Например, о том, что абоненты газораспределительной сети должны быть проинструктированы на предмет безопасной эксплуатации ВДГО, многие жильцы знают лишь понаслышке.

Ещё одна причина, хотя и отчасти косвенная, несчастных случаев при использовании газа, – перевод ВДГО из ведения газораспределительных организаций на баланс муниципалитетов. Обслуживание газового оборудования из обязательного стало добровольным и было оставлено на совести коммунальщиков или ТСЖ. Это привело к тому, что многие жилконторы, управляющие компании и владельцы квартир и домов стали экономить на данном виде расходов, либо отказываясь проводить контроль и ремонт ВДГО, либо заключая контракты с низкоквалифицированными специалистами.

Таким образом, резкому росту аварий при использовании бытового газа способствовал целый «букет» негативных факторов. К тому же экономические кульбиты в постсоветский период не способствовали ответственному отношению к ремонту газовых приборов ни с финансовой, ни с организационной точки зрения.

Статистика аварий со смертельным исходом резко ухудшилась девять лет назад, т.е. зимой 2005-2006 годов. Попытки списать человеческие жертвы на декабрьские и январские холода не выдержали проверки, так как в следующую зиму ситуация оказалась аналогичной (154 летальных случаев в 2005 году, свыше двухсот погибших в 2006 году и 133 умерших вследствие проблем с газовым оборудованием – с января по май 2007 года). В общем числе погибших растёт процент отравившихся не продуктами неполного сгорания, а собственно газом из-за его утечек. Причины этого – системного характера: использование оборудования, выработавшего свой ресурс, самовольная установка котлов и водонагревателей, и отсутствие госконтроля за использованием газовых приборов (что касается уровня аварийности промышленного газоиспользующего оборудования, то он оказывается существенного ниже числа несчастных случаев в быту).

Российское газовое общество разработало и приняло список мер для борьбы с причинами аварий бытового газового оборудования. Во-первых, необходимо возродить порядок допуска организаций к обслуживанию ВДГО. Во-вторых, требуется воссоздать систему госнадзора для неукоснительного соблюдения правил безопасности при использовании газовых приборов, регулярного контроля их состояния, а при необходимости – и ремонта. Не менее важная организационная мера – заключение договора на газообеспечение только с жильцами, аттестованными по ТБ, с одной стороны, и с организациями, имеющими лицензию. С технической же стороны предполагается монтаж в жилищах газовых приборов, имеющих блок автоматического перекрывания газа в случае превышения предельно допустимой концентрации газа. Помимо этого, был утверждён ряд предложений по введению поправок в ФЗ-128 о лицензировании и в правила газоснабжения жилищ.

Читать на сайте 1CERT.RU

Recent Posts from This Journal