?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Еще со времен Герона Александрийского человеческий разум бьется над изобретением вечного двигателя. Такое невозможно, но энергию вырабатывать люди научились. У природы ресурс отобрали и пустили на свои нужды. А вместе с тем подвергли свою жизнь опасности из-за техногенных катастроф. Предприятия, от которых можно ждать «сюрпризов», назвали термином «опасный производственный объект» (ОПО). Теперь задача научной мысли сделать так, чтобы в первом слове термина справедливо появился префикс «без».

Восьмидесятые годы показали ведущим индустриальным странам силу неуправляемой химической стихии крупными промышленными катастрофами. «Сигнальный огонь» заставил людей науки переосмыслить существующие подходы к безопасности производства и привлек внимание правительства каждой страны. Теперь промышленная безопасность – новая стратегия развития для каждого государства и отдельная научная дисциплина.

Россия в этом плане окончательно пробудилась только в девяностые. Реформы после распада «Союза нерушимого республик свободных» касались напрямую промышленного сегмента. Опыта у реформаторов не было, а эксперты предсказывали «техногенные Помпеи». Все же новые лидеры страны поднапряглись и утвердили соответствующий закон, который минимизировал прогнозируемые риски. Но аварии все равно происходили и происходить будут.

Вот к примеру, Ричмонд. В 2012 году взорвался завод нефтепереработки фирмы «Шеврон». Причиной стала коррозия металла трубопровода. В погоне за увеличенными доходами руководство предприятий стремится снизить свои затраты в непроизводственной сфере, из-за чего страдает технический надзор. А промышленность такого поведения не прощает. Теперь бросили все силы на инновационные проекты по производственной безопасности, предотвращению неприятных сюрпризов и техногенных аварий.

Влияние погоды

Группе компаний, взявшей на себя вышеописанный «груз» по обеспечению безопасности индустрии с одноименным названием «Промышленная безопасность», приходится учитывать погодный фактор. Ибо случаи, когда его не учли при расчетах возможных последствий, уже бывали. В 1989 году Уфа прославилась разрывом трубопровода с углеводородом. Сжиженный газ мог бы не причинить вреда, но прихоть небесной канцелярии устроила неважные погодные условия, из-за чего химическое облако осталось в долине, где пролегало железнодорожное полотно. Как на грех, два поезда устремились туда одновременно, и вещество взорвалось.

Этот случай показывает важность состояния нижних слоев атмосферы при выбросах летучих опасных веществ. При оценке рисков нужно учитывать также разность температур, влияющих на скорость вертикального перемещения воздушных потоков и, соответственно, распыление вредных испарений в высоту. В приведенном выше примере наблюдалась температурная инверсия, не позволившая газу подняться повыше, что и привело к пагубным последствиям.

Статистика говорит, что большая часть катастроф в мировом масштабе приходится на природный характер, и жизней они уносят намного больше, нежели техногенные (Цунами у берегов Индии). Но в странах с сильно развитой опасной индустрией ущерб от производственных аварий уже приравнивают к потерям от стихийных бедствий. Потому с 2012 года страхование для руководителей отечественных предприятий стало обязательной процедурой. А страховые тарифы рассчитывались с акцентом на непредвиденные внешние факторы, к которым и относится погода. А ее предугадать невозможно. В 2005 году непредвиденная жара обусловила аварию на электростанции «Чагино» и отключение региональных подстанций.

Избежать таких ситуаций по максимуму поможет прогнозирование рисков с учетом прогноза погоды. Для реализации задуманного «Промышленная безопасность» скооперировалась с известным научным центром «MapMaker», подарившим пользователям сети портал «Гизметео». Совместная работа под названием «ТоксиГизМетео» призвана максимально точно предугадать возможность чрезвычайных ситуаций при тех или иных погодных условиях. Программный продукт моделирует последствия аварийной ситуации, учитывая прогнозные данные по скорости ветра, состоянию атмосферы, толщины снежного покрова, температуры и т.д. Сейчас в каждом городе есть станции по подготовке воды. В процессе используется хлор. Очень важно рассчитать возможные последствия при разгерметизации емкостей и заражении воздуха тоннами хлорных испарений.

Синоптический анализ ситуации работает не только на определение последствий, но и на выявление причины заражения, если в данной области техногенных неприятностей не наблюдалось. Авария могла случиться в далеком районе, ее масштабы невелики, и из-за погодных условий незаметны. А «облачко» приплыло в другое место, а погода там другая, и вещество прекратило движение. «Токсигизметео» проведет расследование ситуации, и определит место рождения «незваного гостя».

А с нефтью как? Да будет нефть!

В числе заказчиков «Промышленной безопасности» международные корпорации, занимающиеся добычей и переработкой нефти и газа. Этой отрасли группа уделяет особое внимание. Но тут есть загвоздка. Аварии на нефтяных и газовых предприятиях часто используют политики и экономисты для нечестных политических и финансовых игр, шантажа и прессинга. Вспоминается катастрофа нефтяной платформы «Дипвотер Горизонт». О масштабах нефтяного пятна в Мексиканском заливе раструбили по всем каналам. Позже выяснилось, что последствия аварии сильно преувеличены в политических целях. Потому компании придется немало трудиться, чтобы обеспечить нефте- и газоперерабатывающим предприятиям не только производственную, но и политическую безопасность. Требуется расчет техногенных угроз и возможных действий политических лидеров, стремящихся сыграть на трагедии.

Читать на сайте 1CERT.RU

Recent Posts from This Journal