?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Крис Мауэр, вице-президент по охране труда, промышленной и общей безопасности и охране окружающей среды в подразделении компании «Бритиш Петролеум» в России поделился опытом, приобретенным сотрудниками компании при выполнении аварийно-ликвидационных работ после взрыва нефтяной платформы в Мексиканском заливе в апреле 2010 года.

2010 год, штат Луизиана (США). Апрельским вечером команда буровой сверхглубоководной платформы Deepwater Horizon выполняла обычные работы по добыче нефти в Мексиканском заливе. Внезапно платформу сотряс мощнейший взрыв, который очевидцы описывали как грибовидное облако, словно после ядерной бомбы. Столб дыма поднялся на высоту трех километров, начался пожар. В течение тридцати шести часов со стихией боролись пожарные корабли, но спасти станцию не удалось: ночью огромная платформа ушла на дно. Катастрофа «Deepwater Horizon» унесла жизни одиннадцати работников в первые же минуты. Позже, при ликвидационных работах были обнаружены тела еще двоих погибших. Семнадцать человек получили травмы. Погибло более шести тысяч морских животных и птиц.

Трагедия, произошедшая двадцатого апреля у берегов Мексики, обусловила разлив нефти в морских водах, начиная с глубины полторы тысячи метров. Из поврежденной трубы вылилось пять миллионов баррелей полезного ископаемого. Нефтяное пятно расширилось на семьдесят пять тысяч квадратных километров. В результате пострадала третья часть акватории залива, и, как следствие, четыре американских штата: Луизиана, Алабама, Миссисипи и Флорида.

Таких масштабных аварийных работ в море история еще не знала. Казалось, сама природа решила проверить квалификацию всех элементов данной отрасли, чтобы дать «пропуск» в недра Земли. Спасать водную стихию от загрязнения приходилось на порядочной глубине, где температура не превышала четырех градусов со знаком плюс, а давление достигало пятнадцать Мегапаскалей. В спасательной операции участвовали сорок восемь тысяч работников, шесть с половиной тысяч кораблей, пятьдесят из которых трудились непосредственно на месте катастрофы. На том же месте, но под водой, работали шестнадцать аппаратов.

«Бритиш Петролеум», компания-владелец буровой платформы, после произошедшего взялась за совершенствование производства нефти и повышение безопасности при выполнении таких работ. Экспертная комиссия провела внутреннее расследование причин аварии. В заключение экспертов было указано, что причиной послужило стечение обстоятельств и единого виновника нет. Специалисты сформулировали двадцать шесть новых рекомендаций к процессу нефтедобычи в море. Были выделены несколько ключевых моментов, которые «Бритиш Петролеум» должна была принять во внимание.


  1. Безопасность и недопущение подобных аварий. В основном это касается надежности цементирования и качественной работы превенторов. Тестирование проводится третьей, независимой стороной. Важным моментом является способность глубоководных аппаратов моментально активировать превентор в автоматическом режиме при возникновении угрозы.

  2. Локализация разлива. Здесь основной упор делается на герметизации аварийной скважины. А тут не обойтись без усовершенствованного оборудования, которого пока нет в наличии. Помимо его разработки нужно еще и обеспечить его бесперебойную доставку во все глубоководные точки земного шара. Пока специалисты предложили комплект-конструктор, который доставляется на место воздушным путем, а затем монтируется уже на платформе. Предусматривается и невозможность вовремя загерметизировать пробоину скважины. В этом случае требуются нефтесобирающие глубоководные системы, которые пока тоже не разработаны.

  3. Перехватывающие скважины. Это дополнительно пробуренные скважины на случай аварии. Их соединяют с производственной, и в случае возникновения чрезвычайной ситуации моментально глушат пласт. После катастрофы таких скважин пробурили две, из которых одна таки попала куда нужно и позволила заглушить отверстие. Но на эти работы у компании ушло двенадцать дней – непозволительное время при нефтяном разливе. Потому ведется поиск методов сокращения временных затрат на бурение. А время на обнаружение ствола аварийной скважины уже сократили: новая технология позволяет выполнить проводку за шесть часов вместо двух дней. Необходимо также изыскать возможность быстрого доступа к буровым судам в местностях с малоразвитой инфраструктурой.

  4. Ликвидация разлива. Основным методом борьбы с выбросом углеводорода на глубине является распыление дисперсных веществ. Совершенствуя этот процесс, компания стремится обеспечить автономное распыление с помощью оборудования, на которое не влияют метеоусловия. Сама же нефть подлежит сжиганию. Усовершенствование технологии подразумевает контролируемое сжигание на поверхности воды, что требует использования огнеустойчивых боновых заграждений.

  5. Кризисное управление. При подобных катастрофах правильная организация работы становится залогом положительного результата. В аварийных условиях компании пришлось держать связь с береговой охраной, правительственными, федеральными и муниципальными ведомствами. Координацию действий осуществлял Штаб по ликвидации аварий, руководящий девятнадцатью филиалами региона. Но «со стороны» всегда виднее. С этой целью была введена новая структура с художественным названием «Общая картина операции». Обладая современными средствами связи и наблюдения, «Картина» передавала в центр данные по любой интерактивной точке операции в считаные секунды обеспечивая штаб свежей информацией. В дальнейшем планируется распространение полученного опыта за пределы США, и подключение к «Картине» всех проектов компании.

Событие 2010 года послужило отличным уроком для «Бритиш Петролеум» и всей нефтедобывающей отрасли в целом. Специалисты компании готовы делиться полученными знаниями и навыками со всем миром, дабы предотвратить подобные катастрофы на буровых платформах других стран. Уже в конце 2010 года состоялись семинары в Москве с участием МЧС, Минэнерго и крупных нефтедобывающих предприятий России, а на следующий год подобные семинары были проведены для экологических российских организаций.

Читать на сайте 1CERT.RU

Recent Posts from This Journal