?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Одним из главных условий нормальной деятельности и развития предприятий нефтегазового сектора является обеспечение промышленной безопасности на этих объектах. А вот результат реализуемых мероприятий в рамках данного направления зависит от ряда факторов.

Взаимоотношения между государственными органами надзора и поднадзорными организациями являются одним из основных показателей эффективности мероприятий в области промышленной безопасности. Во всем мире имеется несколько моделей взаимодействия надзорного органа и организации. Обвинительно-репрессивная форма отношений – одна из самых распространенных.

Для государственного инспектора в той или иной области целью посещения поднадзорного предприятия является выявление, фиксация, выяснение причин и наказание за обнаруженные нарушения. Спустя установленный срок инспектор получает от руководителя предприятия, на котором проходила проверка, справку об устранении обнаруженных нарушений. После этого происходит следующая запланированная проверка, в ходе которой происходит аналогичная процедура.

Такого рода взаимоотношения подразумевают под собой больше противодействия и противостояния, чем взаимодействия, так как с одной стороны находится тот, чья цель – выявление проблем, а с другой стороны – те, кто стремится утаить, прикрыть или оправдать имеющееся нарушение. В результате этого страдает то, ради чего все затевалось – обеспечение промышленной безопасности. О том же говорит ситуация, когда и та и другая сторона стремятся по результатам проверки отобразить лишь незначительные нарушения, скорейшее устранение которых создает видимость безопасных условий.

Важной причиной, обуславливающей неудовлетворительное состояние дел промышленной безопасности на нефтегазовых объектах, является отсутствие принятия действенных мер по результатам произошедшего группового несчастного случая. Чаще всего расследование заканчивается наказанием виновных. А о произошедшем вспоминают лишь в случае повторного происшествия.

Еще одной причиной имеющегося состояния дел в области промышленной безопасности является потеря смысловой нагрузки действительно тяжелых по последствиям нарушений. Кроме этого, сама система репрессивных мер способствует тому, что руководители предприятий стремятся скрывать имеющиеся нарушения до самого последнего момента.

В вопросе достижения положительных результатов по обеспечению промышленной безопасности немаловажное значение имеет процесс взаимодействия поднадзорного предприятия и надзорного органа. Причем это касается абсолютно всех стран, имеющих в составе промышленного комплекса предприятия нефтегазового сектора. Одним из ярких примеров выхода из сложившейся ситуации, является опыт канадцев.

Принцип, по которому построены взаимоотношения двух сторон в канадской провинции Альберта, сводится к классификации всех имеющихся видов нарушений на три подгруппы, а также применения к поднадзорным предприятиям принципа принуждения по их устранению. Все нарушения были разделены на три группы в зависимости от степени последствий, к которым они могут привести.

Введенный принцип принуждения к соблюдению требований промышленной безопасности основан на категории допущенного нарушения. То есть в случаях бездействия или повторного допущения аналогичного нарушения к предприятию применяются более суровые меры. Практическая деятельность канадцев в области промышленной безопасности предусматривает четыре ступени несоответствия требованиям.

Для того, чтобы оказаться на первой ступени, на вверенных организации объектах должно быть обнаружено незначительное нарушение. А для того, чтобы вывести себя из этого списка достаточно устранить имеющееся нарушение. В случае игнорирования или обнаружения более существенного нарушения компания попадает на вторую ступень. И для того, чтобы с нее сойти потребуется не только устранить нарушение, но и выявить причину и предусмотреть план мероприятий для недопущения повтора. После этого надзорным органом последовательно проводится три проверки, в ходе которых не допускается выявление нарушений любой категории.

Попадание на третью ступень может быть вызвано неисполнением требований второй ступени, а также повторное нарушение серьезного уровня.

Наконец, для того, чтобы организация оказалась на четвертой ступени несоответствия требованиям промышленной безопасности, необходимо игнорирование требований предыдущих уровней, а также обнаружение еще одного или нескольких серьезных нарушений в течение года. Для схода с этого уровня потребуется не только устранить 100 % выявленных нарушений, но и попытаться убедить надзорные органы в том, что вина предприятием признана, возможные последствия осознаны и приняты все меры по недопущению повторных нарушений.

Стоит отметить, что в полномочия инспекторов входит не только выдача предписаний и получение необходимых данных от руководителей предприятия, но и полная приостановка деятельности объектов. Точно такие же меры могут применяться к организациям, допускающим повторные факты нарушений.

В результате таких взаимоотношений и благодаря внедрению системы принуждения были достигнуты следующие показатели:


  • увеличилась производительность труда надзорных органов, а деятельность инспекторов упорядочилась;

  • уменьшилось количество вредных выбросов, потребление ресурсов стало более рациональным, а также улучшилась общая промышленная безопасность;

  • взаимоотношения между надзорными органами и предприятиями получили прозрачность для всего общества;

  • предприятия нефтегазовой отрасли получили четкие рамки и обоснованные черты предъявляемых к их деятельности требований.

Положительные моменты нововведений канадцев позволяют утверждать, что этот опыт имеет место быть и в области промышленной безопасности России. Для постепенного внедрения указанной системы следует для начала вывести классификацию нарушений требований в зависимости от вероятных последствий.

Читать на сайте 1CERT.RU

Recent Posts from This Journal