?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Менталитет руководства многих российских компаний таков, что задачу изучить и внедрить ISO 9001:2015 зачастую поручают одному человеку. Кто будет этот крайний: директор, менеджер по качеству или представитель высшего руководства не так важно – проект все равно обречен. Несчастный ходит за прочими руководителями и пытается привлечь их к работе, так как это необходимо по стандарту, а те всячески увиливают и показывают вид занятых людей, которых отвлекают какой-то «ерундистикой». Внедрить так систему менеджмента качества (СМК, - ред.), конечно же, невозможно. Если компания избрала именно такой подход, то, понятно, что никто кроме «жертвы» стандарт не изучает. Для полноценного внедрения все сотрудники, деятельность которых вошла в область применения СМК должны в той или иной степени владеть ISO 9001:2015 и различными аспектами, связанными с системой. В какой? Это уже вопрос целесообразности, о чем мы поговорим ниже.

Пройти обучение по стандарту и понимать его должен представитель высшего руководства, который направляет проект внедрения ISO 9001:2015. Даже если организация приняла решение пользоваться услугами консультантов по управлению качеством – привлеченный специалист не примет ключевых решений за руководство компании. Отметим, что «Представитель высшего руководства» по работе с СМК не требуется по новой версии стандарта 2015 года, но из стандарта, по сути, исчез только термин «представитель руководства», ведь лидерство в проекте СМК остается за менеджментом, а конкретная форма, в которую выльется это лидерство обычно все равно подразумевает выделение из состава руководства одного человека для управления системой. Суть исчезновения этой формулировки – «представитель высшего руководства», заключается в том, что теперь предприятие может попробовать решить проблему как-либо иначе, по-другому решить задачу, и это не будет несоответствием. Тот или те, кто инициируют и контролируют работу над созданием СМК в организации должны владеть информацией об уровне компетентности сотрудников и разграничении ответственности, так как это необходимо для эффективного формирования рабочей группы по внедрению системы.

Из достаточно авторитетных руководителей и сотрудников с наиболее важной для СМК ролью или сферой компетенции формируется на следующем этапе рабочая группа, которая воплотит в жизнь внедрение ISO 9001:2015. Эти люди будут помогать высшему руководству формулировать и документировать цели и политику в области качества, собирать существующую в организации нормативную документацию, изучать и картировать всю деятельность предприятия, охваченную системой. По этой причине данные специалисты должны владеть стандартом ISO 9001:2015 полностью и понимать, каким образом оказывают влияние друг на друга требования в разных разделах стандарта. Обычно какое-то обучение может предоставить рабочей группе по внедрению наемный консультант, однако консультант – «универсальный солдат» – частенько одного этого специалиста недостаточно и требуется также пройти обучение в специализированных учебных центрах или вызвать их лекторов и методистов к себе.

Менеджеры среднего звена, не участвующие в проекте создания СМК, так или иначе, будут с ней работать в процессе. По этой причине им нужно владеть не только имеющими к ним непосредственное отношение положениями ISO 9001:2015, но и быть знакомыми с другими параграфами, пусть даже поверхностно. Для целей СМК подобный персонал обязан разбираться во внешней по отношению к системе документации и быть способным быстро ориентироваться в СМК, то есть без затруднений находить определенные документы и из процедуры управления документацией понимать, как они связаны друг с другом. Дело в том, что именно средний управленческий персонал находится под ударом во время сертификационных аудитов. Внешний проверяющий приходит в отдел с вопросником и задает руководителю вопросы, которые должны установить соответствие его участка работы требованиям стандарта. Важнее всего для аудитора при этом не то, помнит ли менеджер все, что имеет отношение к системе, а ориентируется ли он в ней и может ли использовать документацию в практической деятельности.

Наконец рядовые исполнители при использовании процессного подхода должны понимать свой процесс и связи со смежными процессами. Поэтому, например, рабочие, должны знать «свои» разделы стандарта, ну и разбираться в статистических методах контроля качества, уметь вести записи и формы, которые существуют в системе.

Читать на сайте 1CERT.RU