?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

С одной стороны, об этом говорить вроде бы пока рано, так как официальная публикация ISO 9001:2015 намечена на конец 2015 года, а в настоящий момент есть только проект новой версии этого широко известного и очень распространенного стандарта. С другой – по словам многих отечественных и иностранных специалистов в области качества, на данной стадии процесса разработки новой редакции нас вряд ли ждут какие-либо сюрпризы и итоговый текст нормативного документа не будет сильно отличаться от Проекта международного стандарта (DIS – Draft International Standard, - ред.). Раз так: уже сейчас можно строить некоторые прогнозы о том, как изменится внедрение системы менеджмента качества (СМК, - ред.) с ISO 9001:2015, пусть у нас пока нет первых результатов практики его применения. С просьбой порассуждать на эту тему мы обратились к специалистам:



Дощинская Валентина Степановна, заместитель начальника Отдела управления системой менеджмента ЗАО «Газпром инвест Юг».


– Предприняли ли вы уже какие-то изменения в связи со скорым появлением ISO 9001:2015 у вас в компании?

– У нас был «День менеджмента» в конце года, и мы ознакомили наших работников с тем, что будут изменения в стандарте. Больших проблем нет. У нас система внедрена еще с 2003. Начинали мы с девятки (ISO 9001, - ред.), потом ISO 14000, потом СТО Газпром (См. интегрированные системы менеджмента здесь, - ред.). Потом мы ввели отраслевой стандарт, но начинали с девятки (в отраслевых стандартах менеджмента многие новшества ISO 9001:2015 уже присутствуют, - ред.). И все-таки, нам придется немного «подформатировать» документацию. Да, планируем обучение провести, до выхода стандарта, уже сформировали бюджет под это.

– В стандарте много требований, которые затруднят аудиторов при аргументации несоответствий, аудитор–консультант – сообщающиеся сосуды, так затруднит ли и консультантов по внедрению новый стандарт?

– Ничего отрицательного в этих изменениях я не увидела. Риски? Я согласна, что аудиторам будет сложно. Если компании действительно будут идентифицировать риски и возможности не для галочки, а серьезно – этому можно только порадоваться. Консультанты тоже должны будут изменить свои методы, но практика все расставит на свои места.

– Предприятиям, которые никогда не имели дело с системами менеджмента качества с ISO 9001:2015 будет работать сложнее, чем с ISO 9001:2008?

– Конечно, предыдущая редакция была попроще для пользователя. Но все же, я считаю новую редакцию безусловным шагом вперед.



Ильичева Наталья Георгиевна, заместитель директора АНО «Центр Квалитет».


– ISO 9001:2015 будет сильно отличаться от ISO 9001:2008. Повлияет ли это на практики внедрения стандарта? Например, в Приложении к стандарту прямым текстом сказано, что нельзя внедрять норматив, руководствуясь порядком параграфов, а ведь до последнего времени многие российские консультанты так и делали…

Требования конечно другие. Не то что другие, - для организаций они, может быть, стали проще. Там нет, например, этих обязательных документированных процедур, предупреждающих действий, нет уже понятия Руководства по качеству, нет «ответственного представителя руководства». Понимаете, мы привыкли к какой-то конкретике. Консультанты по качеству конечно обязаны на все изменения реагировать. Для них главной проблемой будет процессный подход. В чем я убеждена - в том, что у нас до сих пор еще процессный подход не внедрен на многих предприятиях. Мы до сих пор за предыдущую версию как следует не внедрили так, как это надо. А там, в ISO 9001:2015 теперь появляется это прямое требование об имплементации процессного подхода. Понимаете, в чем дело, сейчас эксперты фактически не проводят аудит применения процессного подхода, они сами не понимают, что такое показатели, критерии, цели процессов. Процессов масса, – а они фактически не управляются, нарисованы на бумаге, да и даже на бумаге не всегда.

– Но если документация работает – это не только отсутствие процессного подхода, но и невыполнение требований к документации ISO 9001:2008, разве с этим сложно разобраться?

– Да, требования, затрагивающие процессный подход и требования по документации пересекаются в некоторых аспектах. Но я сейчас даже больше говорю о результативности процессов и системы менеджмента, то что связано с мониторингом и измерением процессов – вот, это не выполняется. Вы знаете, я посмотрела новую версию и опасаюсь, что новый стандарт испытает те же проблемы. Формально будут к нему относиться.

– А как же руководители заводов, ведь если что-то внедряется формально, то они не могут быть до конца уверены в том, что благополучно пройдут сертификационный аудит…

– Это тоже проблема, потому что, в реальной жизни, многие руководители далеки от системы менеджмента, она не является их инструментом управления. Она на многих предприятиях существует в виде комплекта документов. Я говорю, главная проблема в процессном подходе. Цели в области качества должен ставить руководитель. Если постановка целей игнорируется руководителями, то консультантам почти ничего не остается. Обязательно нужна инициатива и толчок от руководства.

В заключении Ильичева Н.Г. заметила, что консультанты, как и аудиторы, утратив формализованные требования, которые были в ISO 9001:2008 и отсутствуют в ISO 9001:2015 обратятся к сути и к логике стандарта – процессному подходу. В этом направлении и будут меняться практики внедрения.

Читать на сайте 1CERT.RU