?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Готовимся к ISO 9001:2015


Источник: электронный журнал «Quality Digest». Автор публикации – Паула Одди, главный инженер международной компании Intertek Group, автор статей издания Quality Digest.


Краткий обзор обновленного стандарта в разрезе содержания, направленности и целей.

Хотя до выхода в свет редакции ISO 9001:2015 остается еще более года, в Техническом комитете ISO №176, ответственном за разработку стандарта, кипит работа так же, как в 2012 году, когда она только началась. Компании, прошедшие сертификацию по действующей редакции норматива, интересуются изменениями, которые произошли в характере и языке ISO 9001. Проект комитета (Committee draft, - ред.), ставший доступным в середине прошлого года, дает ключ к пониманию того, какую форму обретет стандарт в редакции 2015 года.

Цели

Хотя обновленный стандарт не изменит текущих требований, будет стандартизован язык и подходы к управлению. В общем, пересмотр преследует несколько целей:


  • Обеспечить единую непротиворечивую систему требований, обеспечивающих пользу стандарта на последующие 10 лет. Основой будут служить восемь главных принципов менеджмента качества:


  1. Улучшение прослеживаемости и согласованности.

  2. Повышение ориентации на потребителя.

  3. Концентрация на лидерстве руководства.

  4. Вовлечение персонала.

  5. Системный подход к управлению.

  6. Постоянное улучшение.

  7. Принятие решений, основанное на фактах.

  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.


  • Принципы носят достаточно общий характер, но подходят для организаций всех типов и размеров, независимо от отрасли и организации.

  • Сохраняется акцент на эффективном процессном менеджменте для достижения желаемых результатов.

  • Принимаются во внимание изменения в теории и практике управления качеством, произошедшие с момента последней серьезной редакции ISO 9001 2000-го года:

- использование штрих-кодов для управления собственностью потребителей,

- программное обеспечение, интегрирующее функции управления качеством,

- руководства по качеству, процедуры и формы должны быть сейчас представлены в цифровом формате,

- ожидание клиентами ценности для организации от аудита – помимо того, что он является ступенькой к сертификации,

- измерения, которые необходимы для постоянного улучшения. Их необходимость стала более очевидной в процессном подходе сейчас.


  • Для отражения изменений в более сложной и динамичной рабочей среде, в которой функционирует организация, в этом смысле важно:

- увеличение культурного разнообразия сотрудников,

- требования клиентов работать быстрее, дешевле и качественнее,

- увеличение внимания компаний к защите окружающей среды и безопасности во избежание издержек и инцидентов,

- тенденция формирования горизонтального менеджмента, вместо традиционной иерархической структуры приводит к увеличению количества ролей в которых выступают менеджеры.


  • Чтобы создать единую концепцию, схожее содержание ключевых элементов текста и единые термины, стандарт приводится в соответствие с Приложением SL из Директив ISO. ISO 9001 должен быть совместим с другими системами менеджмента ISO (например, ISO 14001, - ред.).


  • Упростить текущие способы внедрения системы менеджмента качества и процедуры анализа соответствия этой системы требованиям.


  • Использовать простые формулировки для обеспечения единой общей интерпретации требований.

Терминология

ISO 9001:2015 предполагает много полезных изменений в терминологии, что очень приятно. В Проекте комитета слово «продукция» было заменено на «продукты и услуги». Таким образом, признается возросшее значение сферы услуг. Внесенные изменения позволят пользователям ISO 9001 лучше адаптировать стандарт для своих специфических требований. Слова «документ» и «записи» были заменены на «документированную информацию», благодаря этому обновленный стандарт позволит компаниям учесть вопросы, требования и ожидания заинтересованных сторон, имеющие влияние на СМК. Наконец, «постоянное улучшение» было заменено на «улучшение».

Другие изменения в языке стандарта также являются важными. ISO 9001:2015 будет обращен к глобальным и технологическим изменениям на рынке, делая акцент на предупреждении рисков, он, таким образом, уходит еще дальше от традиционных представлений, связанных с командно-административным управлением. Меняется все, и затрагивают изменения не только узкий круг высших руководителей, но всю организацию сверху донизу. Управление рисками, управление изменениями, управление знаниями – каждому из данных направлений уделено большее внимание, чем ранее. Пересмотр стандарта позволит организациям быть более гибкими и потребует от них интегрировать свою СМК в целостную систему управления предприятием – в качестве органичного, взаимосвязанного элемента. Последнее, но не менее важное – использование «простого» языка. Это позволяет прийти к единой и полной интерпретации требований и обеспечить их согласованность.

Все это имеет большое значение для топ-менеджмента в сертифицированных организациях, а также для аудиторов, которые сертифицируют или ресертифицируют своих клиентов. Хотя использование «простого» языка делает стандарт более удобным для пользователей, язык является менее важным фактором, чем новая направленность. Ведь в последнем случае речь идет ни много ни мало о методах, которые пользователи внедряют при прохождении сертификации ISO 9001, позволяют улучшить их бизнес.

Контекст

Структура стандарта изменилась и теперь состоит из общих 10 разделов: область применения, нормативные ссылки, термины и определения, поддержка, оценка деятельности, улучшение, среда организации, лидерство, планирование и рабочий процесс.

Практические изменения значительно повысят качество стандарта и позволят ему стать основой для качественного менеджмента в сертифицированных организациях. Например, есть три новых раздела в ISO 9001:2015, которые, скорее всего, пользователи обнаружат в окончательной редакции ISO 9001:2015:

Глава 4.1. – Понимание среды организации. Назначение этого раздела – определить внешние и внутренние по отношению к организации аспекты, которые имеют отношение к ее цели и влияют на способность достигать намеченных в системе менеджмента качества результатов.

Глава 4.2. – Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон. Типичными примерами заинтересованных сторон могут являться прямые потребители, конечные пользователи, поставщики, дистрибьюторы, торговые сети и партнеры.

Глава 4.4.2 – Процессный подход. Его требования описаны более явно. В частности, СМК будет выстраиваться вокруг процессов, где продукты или услуги являются выходом из этих процессов. Основной целью и смыслом является удовлетворение потребностей клиентов. Требования к процессному подходу, как они были изложены в редакции 2008 года, не дали многим предприятиям осознать важность этого подхода. Версия 2015 года должна будет содержать более конкретные требования.

Расставляем акценты

Одним из ключевых принципов, появившихся в обновленном стандарте ISO 9001:2015, является более конкретное определение процессного подхода. СМК организации должна быть выстроена вокруг процессов, где продукция или услуги являются выходами этих процессов. Основная цель и реальная необходимость данных процессов – удовлетворение потребностей потребителей. Процессный подход в описании из ISO 9001:2008 внес много путаницы и сбил с пути пользователей стандартов. Версия 2015 года должна внести ясность и служить более надежным ориентиром во внедрении процессного подхода.

Резюме

Общий взгляд на проблему показывает, что мы должны, прежде всего, понять ради чего мы редактируем стандарт. Что же получат пользователи от появления новых редакций?

Создание или пересмотр стандартов – это сложный процесс, затрагивающий оценку множества социальных, политических и экономических ресурсов, которые оказывают влияние на результат. Таким образом, стандарт должен обеспечить управление организациями, которые работают в конкретных рыночных условиях. В сфере компетенции ISO 9001 является проблема соответствия результатов деятельности сертифицированной компании требованиям заказчика. Таким образом, стандарты должны развиваться. Реалии быстро изменяющегося рынка свидетельствуют о том, что даже стандарты, идеальные на определенный момент времени, не могут предвидеть изменений, которые могут произойти в будущем.

В целом, стандарт ISO 9001 пересматривается примерно каждые семь лет, однако не все изменения становятся значительными. Версия стандарта ISO 9001 2008 года не сильно отличалась от версии 2000 года. Но текущие изменения будут иметь далеко идущие последствия.

Многое изменилось в мире с 2008 года, а тем более с 2000-го. Темпы технологических и глобальных коммуникаций только ускорили и одновременно удлинили логистические цепочки, что увеличило сложность и риски на каждом шаге рабочего процесса. Это очень хорошо понимают производственные компании. Но компании в сфере услуг и сопровождения сделок также должны помнить об увеличенных рисках, связанных с аутсорсингом и работой на периферии. Таким образом, новый стандарт ISO 9001 обеспечит лучшее понимание природы риска и возможностей его сглаживания.

ISO 9001 является определяющим стандартом в индустрии качества, и поэтому выход новой версии является важным событием. Расширение сферы действия стандарта в сфере определений и намерений является хорошим предзнаменованием для тех, кто будет проходить ресертификацию или проходить сертификацию впервые. В качестве руководства, которое направляет клиентов к лучшему в рамках их организаций, ISO 9001:2015 будет основной движущей силой для улучшения и совершенствования процессов.

Перевод: сотрудник Центра по сертификации и лицензированию «Единый Стандарт» Сергей Рудченко.

Читать на сайте 1CERT.RU