?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Философия ISO 9001:2015

На вопрос о том, как изменится философия стандарта ISO 9001 с принятием вместо действующего ISO 9001:2008 редакции ISO 9001:2015 эксперт органа по сертификации «Ростехсерт» Бебиков Олег Владимирович ответил так…



Цитата: ‘Стандарт идет все дальше в сторону менеджмента, от понятия «качество продукции» – все дальше и дальше отходит’.


Новую редакцию стандарта Бебиков О.В. похвалил. По его мнению он выигрывает от включения в него риск-менеджмента. «Заработать можно только через удовлетворение потребностей клиента и учет рисков для заключения контрактов очень важен». По мнению эксперта, стандарт остается нацеленным на потребителя. «Если ISO 14001 ориентирован на общество, система охраны труда и безопасности персонала (OHSAS 18001, - ред.) – на саму организацию, то в центре внимания ISO 9001 именно потребитель. Комментируя появление в проекте ISO 9001:2015 новых концепций, таких, как стратегический менеджмент, риск-менеджмент, управление знаниями, О.В. Бебиков заметил, что стоит взглянуть на отраслевые стандарты на основе ISO 9001, ведь они уже давно перешли на все это и сам ISO 9001 даже отстал от них в этом смысле.



Цитата: ‘Я оцениваю новую редакцию ISO 9001 очень положительно. Появился стратегический менеджмент, это уже было в стандарте ISO 9004, а сейчас появилось и в «сертифицирующем» стандарте серии. Более жестко теперь выделены критерии идентификации и эффективности процессов’


Таково мнение главного редактора журнала «Management» Риада Асимовича Ибрагимова. Он также добавил, что зря в ISO 9001:2015 не затронута финансовая составляющая. «Если говорить о мотивации персонала, то это неизбежное звено: мотивация персонала – финансовые вопросы – критерии реализации процессов».

Напомним, что готовится к выходу новая редакция самого востребованного в мире стандарта на системы менеджмента качества и, без преувеличения, одного из самых известных нормативов Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, - ред.). Речь идет, конечно же, о стандарте ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования». Это будет уже пятая по счету редакция со времени первоначального появления стандарта. Предполагается, что она выйдет в 2015 году. Философия ISO 9001 за все это время менялась вместе с менеджментом, так как при каждой новой редакции стандарт оптимизировали под современные потребности бизнеса. В 1987, когда ISO 9001 появился впервые, – его требования были все еще тесно связаны с промышленностью и дышали потребностью выработки общепринятых контрактных обязательств, которые будут брать на себя поставщики. Это было очень актуальной проблемой, поскольку до появления и распространения ISO 9001 производители страдали от того, что каждый новый закупщик выставлял им новые требования и проводил собственные проверки того, как они выполняются. А закупщики были озабочены затратами, которые они несут из-за необходимости проводить собственные аудиты каждого подрядчика. ISO 9001 позволил производителям думать о соблюдении более или менее унифицированных правил, а покупателям частично сбросить груз проверок своих партнеров на плечи независимых сертификационных компаний. Те и другие не только избавились от головной боли, но и сэкономили огромные средства.

В 90-е и 2000-ные стандарт ISO 9001 оторвался от контроля и расширился за счет учета все новых аспектов, влияющих на качество: персонал, ресурсы, компетентность, лидерство руководства. Он стал более всеобъемлющим, что логично, ведь на качество влияет почти все и стандарт, посвященный управлению качеством не может позволить себе камеру обскуру (роман В.В. Набокова, – ред.). В структуру нормативного документа ввели многие идеи TQM (Total Quality Management, - ред.): процессный подход, ориентация на потребителя. В редакции ISO 9001:2015 наряду с прежними идеями из научного и практического менеджмента, появляются популярные новинки: риск-менеджмент, стратегический менеджмент. Управление рисками стало особенно актуально в последнее время в связи с бурным развитием аутсорсинга. Компании передают внешним поставщикам большинство своих производственных операций, сосредотачиваясь на процессах, в которых концентрируются их конкурентные преимущества. Это выводит зависимость от поставщиков на новый уровень и становится популярной «благая весть» о том, что можно управлять рисками и либо предупреждать их, либо быть готовыми к последствиям их реализации. Как управлять рисками? Теперь на этот вопрос будет отвечать и ISO 9001! Стратегический менеджмент – тоже новое направление в менеджменте, начавшее набирать силу в 90-е годы. У его истоков стоит американская гуру качества Милдред Голден Приор (Mildred Golden Pryor, - ред.). Данная концепция содержит новые идеи по поводу управления долгосрочными целями и стратегической деятельностью компаний. Философия ISO 9001 меняется с взрослением самой науки о менеджменте. Но все исторические ипостаси этого нормативного документа объединяет одно – идея о том, что традиционный менеджмент неэффективен, но руководство может волевым усилием усовершенствовать работу, основываясь на положительном опыте и передовых научных достижениях.



Кстати: ISO 9001 – философия, а не догма. Сегодня существует много альтернативных подходов к управлению качеством. Некоторые из них даже не основаны на стандартизации. Существуют так называемые «модели» качества: Модель 5P, Модель Болдриджа и так далее. Это более новые и еще более всеохватные концепции, чем ISO 9001. Достаточно сказать, что требования ISO 9001 составляют всего 20% от требований Модели Болдриджа. Есть также другие стандарты менеджмента качества, имеющие несколько другую «философию». Конечно, большинство отраслевых стандартов в области систем менеджмента качества основаны на ISO 9001 и уточняют лишь отраслевую специфику (например, AS 9100, - ред.), но есть и совершенно другие документы. Отметим здесь в этой связи «Стандарт малого бизнеса» (Small Business Standard, - ред.), разработанный не так давно при участии британского Королевского института качества (CQI – Chartered quality Institute, - ред.). Это стандарт управления качеством для малого бизнеса.


Читать на сайте 1CERT.RU