?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись


Источник: автор статьи – Рено Анджоран (Renaud Anjoran, — ред.), основатель агентства по обеспечению качества «Sofeast», предоставляет услуги с индивидуальным подходом в сфере качества малым и средним компаниям в Китае. Материал взят с сайта «qualityinspection.org».

Я только что прочитал книгу «Lean-менеджмент ISO 9001: добавьте блеска вашей СМК ISO 9001 и устойчивости lean-проектам» («Lean ISO 9001: Adding Spark to your ISO 9001 QMS and Sustainability to your Lean Efforts», - ред.). Эта отличная книга открыла мне глаза на многие вещи.

Раньше я думал, что ISO 9001является слишком негибким для мышления в стиле lean-менеджмента (документация не может быть просто написана, а должна утверждаться некими руководителями и так далее…). Но, оказывается, стандарт может сыграть огромную роль в достижении целей, ради которых внедрялись lean инструменты. И наоборот, lean-менеджмент помогает ISO 9001 по-настоящему стать частью управленческого механизма предприятия.

В связи с этим, я бы выделил следующие тезисы.

Большая часть критики ISO 9001

касается сертификационных процедур


  • Процессы сертификации и регистрации (занесение в реестр органа по сертификации, - ред.). Кстати, в Китае больше компаний, сертифицированных по стандарту ISO 9001, чем в любой другой стране мира, куда как больше!

  • Многие компании, получая сертификат, получают и пакет стандартной документации для работы системы менеджмента качества. Затем они немного приспосабливают эти шаблоны под свою работу и далее используют их только для того, чтобы скрыть несоответствия перед сертификационным аудитом.

  • Прохождение аудита похоже на игру в кошки-мышки. И, как правило, «кошка» (орган по сертификации) старается проверять не слишком тщательно, поскольку она выбрана и оплачивается «мышью».

Lean практики улучшают систему менеджмента качества

и совмещаются с ISO 9001


  • Дух ISO 9001, как он описан в ISO 9004, является очень близким духу lean-менеджмента.

  • Анализ со стороны руководства может производиться очень часто, даже ежедневно, в виде «daily accountability meeting» (ежедневного отчетного совещания – ред.) в терминах lean-менеджмента.

  • Внутренние аудиты могут быть частями регулярных «gemba walks» (обход производственных объектов – ред.) - другого понятия lean.

  • Со временем документы (руководство по качеству, процедуры, рабочие инструкции, формы…) имеют тенденцию к увеличению в количестве и объемах. Это приводит к тому, что данной документацией никто не пользуется – она содержит много избыточной и рассогласованной информации. Руководство по качеству (часто объемом в 50-100 страниц) может содержать только 2 страницы и быть совместимым со стандартом. Используя принцип 5S можно избавиться от большого количества ненужной информации.

  • Процедуры должны быть описаны как последовательность процессов: сначала сделать это, затем другое, и так далее. Разделение элементов процесса на категории (входы, выходы, ресурсы) – это пример плохой коммуникации.

  • Стандарт ISO 9001 требует намного меньше, чем думает большинство людей. Например, документы не должны иметь нумерации в названии (лучше всего дать им четкое описание, имя). История актуализации документов не должна содержать более одной последней версии.

ISO 9001 может помочь поддерживать Кайдзен



(Кайдзен – с японского дословно «улучшение»: подход к организации производства, заключающийся в пошаговом улучшении качества, – ред.).



  • При обнаружении дефектов должен быть подготовлен план корректирующих действий.

  • При обнаружении производственных издержек (не относящихся к дефектам), должен быть подготовлен план предупреждающих действий. Причина проста: данные виды издержек (транспорт, инвентарь, избыточные потоки, сопровождение, избыточные процессы, перепроизводство), в конечном итоге, приводят к недостаточному удовлетворению потребностей клиента. Подробнее об этом в этом видео.

  • Например: если материалов привезли больше, чем строго необходимо (производственный излишек), появляется риск их повреждения или утраты (проблемы с качеством).

  • SO 9001 восемьдесят шесть раз повторяет, что целью являются эффективные (effective, - ред.) и экономичные (efficient, - ред.) процессы. Это никак не противоречит поиску избыточности.

  • Многие люди считают, что аудиторы проводят проверку системы качества предприятия только для того, чтобы подтвердить соответствие стандарту ISO 9001. Но аудит проводится и для определения эффективности СМК (к сожалению, аудиторы сами всегда забывают об этом).

  • Добавление форм оценки, созданных на основе 5S, системы Канбан и других lean документов в систему менеджмента качества будет прекрасным решением. ISO 9001 стоит рассматривать как руководство для хорошей «системы управления бизнесом» - и не только в области качества.

  • (Канбан - система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок», - ред.).

  • Аналогично, использование некоторых стандартных lean показателей (например, оборачиваемость товарных запасов или соблюдение Канбан) прекрасно подходит для графиков производительности.

Получил ли читатель подобный моему или иной практический опыт?

Перевод: внештатный сотрудник Центра по сертификации и лицензированию «Единый Стандарт» Сергей Рудченко.

Читать на сайте 1CERT.RU