?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Концентрат ISO 9001

На взгляд большинства новичков-пользователей стандарта ISO 9001 – он труден для понимания. Наверняка многим знакома ситуация, когда вы прочитали этот норматив до конца, были внимательны и делали выписки, но в самом конце признаетесь себе, что общий смысл стандарта от вас ускользнул. Так, что в нем главное? Можно ли как-то сгустить содержание, пожалуй, самого известного стандарта Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, - ред.), дабы лучше его понять и усвоить. Суть ISO 9001 можно описать, как цикл управленческих действий, которым задано верное направление четко сформулированными стратегическими целями работы. Следование целям достигается тем, что в соответствии с требованиями ISO 9001, текущую деятельность на систематической основе «сверяют» с ними. Управленческий цикл, о котором идет речь, называется PDCA: вы регулярно ведете поиск того, что можно улучшить, планируете изменения и пробуете их на практике, затем анализируете получившиеся результаты и отменяете или оставляете то, что ввели. Далее цикл повторяется снова и снова. Многие действия этого цикла кажутся очевидными, но на практике изменения планируют; ими занимаются, когда какая-нибудь проблема назрела, перезрела и даже угрожает существованию организации. С PDCA и рядом требований ISO 9001 вы не только работаете с определенными вопросами еще до того, как они приобрели остроту, но и ищете что можно улучшить. Система обязательной по ISO 9001 документации играет в системе менеджмента качества (СМК, - ред.) большую роль. В частности, она формализует и фиксирует те вещи, которые при традиционном управлении пускаются на самотек. С одной стороны, это дает руководству больше информации о происходящем, с другой – повышает ответственность сотрудников за совершение действий – как говорит пословица: «что написано пером, того не вырубишь и топором.

Было бы неправильно представлять эту точку зрения, как единственно верную, поэтому мы обратились с просьбой к независимому от нас эксперту. Мы попросили его ответить на один вопрос:



«Как бы вы передали содержание ISO 9001, если бы вам для этого отводился только абзац?»


Екатеринин Максим Вячеславович - Научный руководитель направления разработки и внедрения систем менеджмента Института технического регулирования, стандартизации и сертификации ITRC, к.э.н., делегат от России в ИСО/ТК 176, эксперт Премии Правительства РФ в области качества.



«Стандарт ISO 9001 – это модель поведения организации, позволяющая ей реализовать системный подход к снижению собственных рисков и рисков ее потребителей в отношении качества производимой продукции и/или предоставляемых услуг. ISO 9001 позволяет сформировать многоуровневую систему планирования, начиная от разработки общих намерений и направлений деятельности организации в области качества на основе определения потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон, заканчивая конкретными целями в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации. Для достижения целей в области качества организации важно определить конкретные процессы, которые позволят это сделать, их входы и выходы для определения их взаимосвязи, ответственность за их реализацию, а также необходимые для этого ресурсы. Для того, чтобы в дальнейшем эффективно управлять операционными процессами важно сформировать методы измерения их результативности и эффективности, а также определить средства, необходимые для предупреждения несоответствий и устранения их причин. Для совершенствования процессов и в целом улучшения деятельности, организации важно использовать результаты анализа данных об удовлетворенности потребителей, о соблюдении требований к продукции, о характеристиках процессов и продукции, о деятельности поставщиков, а также результаты  аудитов, корректирующих и предупреждающих действий, анализа системы менеджмента качества со стороны руководства. Важно отметить, что успешная реализация системного похода к менеджменту качества невозможна без учета и выполнения принципов менеджмента качества, взятых за основу при разработке ISO 9001».



Как видите, в концентрированном виде ISO 9001 представляет собой абсолютно логичный и лежащий на поверхности путь улучшения работы. Зачастую предприниматели жалуются на то, что их СМК себя не окупила или, даже, что ухудшила ситуацию, поскольку избыточная документация отнимает у сотрудников время, которое они раньше тратили на производственную деятельность. В конечном итоге виновником объявляется сам стандарт. Но даже абсолютно бесспорные методы не работают, если их только декларировать, а не придерживаться на практике. Что касается избыточной документации, то стандарт ее не требует. Избыточность – частая ошибка пользователей стандарта, которые сами увлекаются канцелярским творчеством, не задумываясь о том, насколько удобен созданный ими документооборот и можно ли его как-нибудь оптимизировать.



Читать на сайте 1CERT.RU