?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

До недавнего времени, а если быть точными, то до вступления в силу постановления Правительства России от 17 октября 2011 г. № 845, утвердившего положение о Федеральной службе по аккредитации, главенствующая роль в области подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности была отдана МЧС России. Министерство по чрезвычайным ситуациям проводило аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий сначала в системе сертификации пожарной безопасности (ССПБ), а позднее на соответствие 123-му Федеральному закону ТР «О требованиях пожарной безопасности».


Система сертификации в области пожарной безопасностивыдавала документы соответствия в обязательном порядке до 1 мая 2009 года (до вступления в силу 123-го ФЗ «Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности», - ред.) и в добровольном порядке до 15 ноября 2011 года (до вступления в силу приказа МЧС №568 «О признании утратившей силу нормативной базы, регулирующей деятельность ССПБ», - ред.). После упразднения ССПБ Министерство по чрезвычайным ситуациям проводило аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий согласно требованиям 123-го Технического регламента. Подробнее об этапах зарождения и развития этой системы можно почитать в материале Система сертификации пожарной безопасности.


В период существования системы сертификации в области пожарной безопасности Государственная противопожарная служба МЧС России в лице сначала Главного управления ГПС МЧС, потом Управления государственного пожарного надзора МЧС России (приказ МЧС № 573 от 10.12.2004 г. «О внесении изменений в 312-й приказ МЧС России», - ред.), а позже Департамента надзорной деятельности МЧС (приказ МЧС № 58 от 07.02.2008 г. «О внесении изменений в нормативные акты МЧС России», - ред.) определяла порядок подтверждения соответствия, то есть была центральным органом системы. В связи с этим в ее функции входило формирование в установленном порядке сети организаций, занимающихся сертификацией, аккредитация этих организаций и контроль за их деятельностью. Центральный орган ССПБ устанавливал правила, по которым функционировала система, осуществлялась аккредитация и проводилась сертификация. Он также определял перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации (например, приказ МЧС № 320 от 08.07.2002 г. «Об утверждении перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности», - ред.); вырабатывал нормативные и методические документы, необходимые для существования системы, и утверждал форму пожарных сертификатов. В сферу его полномочий входило взаимодействие с органами других стран по вопросам сертификации, рассмотрение жалоб и конфликтных ситуаций как внутри системы, так и за ее пределами, осуществление контроля за сертифицированной продукцией, вышедшей на рынок. Центральный орган ССПБ в лице подразделений МЧС вел реестр аккредитованных им организаций и выданных пожарных сертификатов. Также он занимался организацией деятельности научно-методического центра системы. Последними эти функции были закреплены за Департаментом надзорной деятельности МЧС России. Поэтому, когда ССПБ была упразднена, обязательная сертификация стала регулироваться техническим регламентом взамен ГОСТам, НПБ и иным нормативным документам, а в формах подтверждения соответствия появилось еще и декларирование, департамент МЧС свои полномочия сохранил.


Согласно требованиям Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123, национальный орган по аккредитации, то есть Департамент надзорной деятельности, должен был контролировать соблюдение органами по сертификации и испытательными центрами основных предъявляемых к ним требований, проводить аккредитацию на принципах объективности и беспристрастности и вести реестр органов, лабораторий и выданных сертификатов. В рамках своей деятельности ДНД МЧС занимался рассмотрением жалоб со стороны участников системы и жалоб, поступающих на их действия. Национальный орган по аккредитации принимал участие в международных организациях по вопросам аккредитации и сотрудничества в части подтверждения соответствия. Также он участвовал в подготовке образовательных программ.


Свои полномочия в этом направлении структурное подразделение МЧС сохраняло до момента введения в России единой национальной системы аккредитации. После 17 октября 2011 года все функции по аккредитации, в том числе и в области подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности, были переданы в единый орган – Федеральную службу по аккредитации (Росаккредитация). ДНД МЧС перестал иметь прямое отношение к процессу сертификации в России. Органы по сертификации и испытательные лаборатории, которые были им аккредитованы, отданы под руководство Росаккредитации. С конца 2011 года все заявки на аккредитацию, которые попадают в МЧС, перенаправляются в Росаккредитацию. Правда, существует вероятность того, что для проведения аккредитации Федеральной службой по аккредитации будут привлекаться эксперты МЧС до тех пор, пока она не соберет команду своих специалистов. Об этом в интервью Центру сертификации и лицензирования «Единый Стандарт» сообщил заместитель директора ДНД МЧС Макаревич А.А.. Но эта связь МЧС и сертификации будет уже опосредованной.


Читать на сайте 1CERT.RU