?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Кроме магистральных трубопроводов существует еще несколько типов трубопроводного транспорта. Это технологические трубопроводы, находящиеся на территории промышленных предприятий и необходимые для ведения технологического процесса и эксплуатации оборудования (к ним же относятся и промысловые трубопроводы, по ним осуществляется транспортировка нефти и газа от мест их добычи до места подготовки, - ред.). Также к технологическим трубопроводам относятся трубопроводы пара и горячей воды, для транспортировки водяного пара с рабочим давлением более 0,07 МПа (мегапаскаля, - ред.) или горячей воды с температурой свыше 115°С.

Для каждой группы трубопроводов есть свои правила безопасности и руководящие документы, устанавливающие требования при монтаже, при изготовлении, требования безопасности при эксплуатации, ремонте этих объектов. Для трубопроводов пара и горячей воды это ПБ 10-573-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды». Для промысловых трубопроводов существуют РД 39-132-94, СТО (стандарты организаций, - ред.), например СТО 03-191 «Эксплуатация промысловых трубопроводов ОАО «АНК «Башнефть». А вот с технологическими трубопроводами выходит интересная ситуация. Взамен ПБ 03-585-03 вступило в силу руководство по безопасности «Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов». Следствием этого стало то, что для технологических трубопроводов безопасность теперь носит рекомендательный характер.

Экспертизе промышленной безопасности (ЭПБ, - ред.) подлежат трубопроводы, попадающие под действие статьи №7 пункта 2 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», под действие требований соответствующих Правил безопасности (например п. 5.2.12. ПБ 10-573-03, - ред.). К проведению экспертизы допускаются организации, имеющие лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности.

Выбор экспертной организации, которая осуществит ЭПБ имеет большое значение. К сожалению, на рынке возник сегмент услуг, связанный с предпринимателями, которые заинтересованы только в получении документа – заключения ЭПБ, а сама процедура экспертизы им не интересна. Спрос рождает предложение и появляются компании, которые продадут вам заключение по бросовой цене с минимальными формальностями. Конечно, не нужно демонизировать потребителей таких услуг. Многие из них просто очень уверены в себе: на предприятии есть лаборатория неразрушающего контроля или заключение нужно предоставить в сжатые сроки и только из-за нехватки времени берется курс на формализм. Но с другой стороны речь идет о жизнях людей, достаточно вспомнить Бхопальскую катастрофу с многими тысячами погибших и более близкую нам географически трагедию на шахте Распадская – все начиналось с недостаточного внимания к промышленной безопасности. Чтобы избежать катастрофы не может быть признана лишней ни одна проверка. Любой из директоров предприятий, на которых произошел взрыв или выброс опасных веществ с радостью отдал бы в 10, в 20 раз большую сумму за ЭПБ, если бы она помогла избежать аварии. Но захотел бы он этого только после того, как самое страшное уже случилось. Думается, проведение полноценной экспертизы – своеобразный маркер зрелого менеджмента.

ЭПБ трубопроводов, как и ЭПБ других технических устройств, начинается с изучения документации на трубопровод (паспорт, акты периодических наружных осмотров, акты испытания трубопровода, - ред.). Целью изучения документации является определение наиболее опасных участков трубопровода, изучение данных предыдущих обследований трубопровода, сопоставление проектного и фактического расположения трубопровода (существует проектная документация и исполнительная – отражающая то, что сделано по факту, - ред.), соответствие условий эксплуатации (давление, температура, - ред.), не превышающих расчетные значения, соответствие устройства и материального исполнения трубопровода его паспортным данным.

После анализа документации следует перейти к техническому диагностированию объекта. Задачами технического диагностирования (техническое диагностирование – часть экспертизы промышленной безопасности, - ред.) трубопровода является поиск дефектов и повреждений самого металла, повреждений защитного покрытия и проверка функционирования устройств обеспечивающих безопасность трубопроводов, а также расчет прогнозируемого остаточного ресурса. Первым этапом диагностирования является наружный и внутренний (если есть техническая возможность) осмотр. Кстати, очень важно не мешать экспертам при проведении ЭПБ. Они руководствуются утвержденными методиками, поэтому заказчику следует помнить о том, что вмешательство в процесс экспертизы дилетантов (некоторых представителей Заказчика, затрагиваемых работой, - ред.) не всегда благотворно влияет на результат.

При экспертном осмотре трубопровода определяются нарушения формы трубы, состояние внешней изоляции, наружные дефекты металла и сварных швов. Внутренние дефекты стенки (коррозионные повреждения, - ред.) и сварных швов трубопровода определяются радиационным, ультразвуковым, магнитным, капилярным и акустико-эмиссионным методами. На сегодняшний день основной причиной отказов трубопроводов является внутренняя коррозия трубопровода. Практика показывает, что большинство отказов промысловых трубопроводов происходит именно из-за внутренних повреждений. Конечно же, наиболее полную картину состояния внутренней поверхности трубопровода дает внутритрубная инспекция (в трубу запускается снаряд-дефектоскоп, передвигается внутри трубопровода под давлением транспортируемого продукта, - ред.), но на указанных типах трубопроводов она, чаще всего, неприменима, из-за отсутствия камер приема и пуска снарядов и большого количества отводов (изгибов, - ред.). Поэтому приходится использовать локальные методы диагностики (проверка состояния трубы отдельными участками). Этот метод не дает нам однозначного представления о состоянии трубопровода. Если говорить о методе акустико-эмиссионного контроля (регистрация упругих волн напряжения металла при его нагружении, - ред.), то при нем мы контролируем протяженные участки. Но при этом виде контроля представляется информация только о развивающихся под давлением дефектах (трещинах металла, - ред.), что встречается не так часто. В ходе проведения диагностирования проверяется состояние изоляции трубопровода электрометрическими методами (контроль изоляции искровыми дефектоскопами на пробой, - ред.). Стоит упомянуть, что при подземной прокладке трубопроводов, в местах нарушения изоляции, часто наблюдаются коррозионные повреждения стенки трубы.

Отказы трубопроводов связаны с дефектом металла и повреждением самой трубы вследствие влияния на нее внутренней и внешней сред. Для минимизации этих влияний при эксплуатации трубопроводов используют полимерную изоляцию труб, электрохимическую защиту, а также ингибиторы коррозии, для защиты внутренней поверхности трубопровода.

После проведения диагностирования средствами неразрушающего контроля и поверочных расчетов на прочность возможно проведения гидро- или пневмоиспытания (водой или воздухом под давлением, - ред.). Специалистами обсуждается вопрос о целесообразности проведения таких испытаний. Одни утверждают, что после проведения гидроиспытаний ухудшается пластичность и трещиностойкость металла. Другие говорят о том, что без комплексного контроля и проведения функциональных испытаний невозможно получить достоверную информацию о техническом состоянии объекта экспертизы. Мы считаем, что испытания на прочность и герметичность являются неотъемлемой частью проведения ЭПБ трубопроводов. После проведения испытания можно однозначно говорить о работоспособности трубопровода или непригодности его к эксплуатации. Очень часто сталкивались с такой ситуацией, когда после проведения неразрушающего контроля сварные швы начинали протекать (то дефектоскоп настроен неправильно, то пьезоэлектрический преобразователь подобран неверно, - прим. авт.). Такие моменты случаются при невысоком уровне подготовки дефектоскопистов. Конечно же, проведение испытаний для владельцев трубопровода – это почти всегда технические проблемы (остановка цикла производства, нет насоса для закачки воды или воздуха, необходимых для испытаний и многое другое, - прим. авт.). Нежелание решать эти вопросы приводит к спорным моментам между заказчиком и экспертной организацией при проведении ЭПБ. В интересах клиента быть открытым для обсуждения, но и экспертная организация должна учитывать «психологические» аспекты своей работы. Это одна из причин, по которым выбирать для проведения у вас экспертизы нужно опытных специалистов.
Читать на сайте 1CERT.RU