?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

10 апреля в здании Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, - ред.), в Москве, состоялся круглый стол «Сертификация систем менеджмента: проблемы и решения». Животрепещущая проблема существования рынка фиктивных сертификатов собрала на Ильинке более 100 экспертов и активных игроков отрасли. Руководитель экспертно-аналитической службы Комитета РСПП по техническому регулированию Блинов В.П. коснулся вопроса эффективности применения и сертификации ISO 9001. По его словам, на многих приднестровских заводах, где он бывал не довольны ISO 9001. В каком смысле? Что можно сделать? С подробностями, сотрудник «Единого Стандарта» Валентин Рахманов.

- Так ли уж пессимистически руководители приднестровских предприятий, с которыми вы общались, настроены к практике внедрения и сертификации по стандарту ISO 9001?

- Я имел в виду, что эффект от внедрения и сертификации по ISO 9001, который предприятия получают, уступает затратам, пошедшим на СМК. Но, вот пессимистически настроенным к стандарту быть сложно. Он исповедует процессный подход, необходимость создания конкретного управленческого цикла: планируй, обеспечивай выполнение, контролируй, вноси корректировки. Кто против этого? Восемь принципов (принципов менеджмента качества из серии стандартов ISO 9000, - ред.) – тоже понятно. Проблема в другом: слишком зарегулирована стандартом сфера документации, записей. К тому же, те подходы, которые используются в ISO 9001 характерны не для любой продукции. Поэтому мы и говорим сегодня о том, что появляются отраслевые документы: HACCP в «пищевке», в автомобильной отрасли есть свой такой стандарт – они полностью восприняли философию ISO 9001, но упрощают ее и применяют к конкретной специфике производства и характеру изготовляемой продукции.

- Но многие компании все же получают сертификат не только по отраслевым стандартам на основе ISO 9001, но и по самому ISO 9001.

- Вынуждают их к этому. Все-таки, HACCP – это не ISO 9001 и для того, чтобы быть успешными на рынке, им приходится иметь два сертификата.

- Международная организация по стандартизации сейчас выпускает различные собственные адаптации ISO 9001 к разным отраслям, насколько это может поспособствовать решению проблемы, о которой вы пишете?

- Проблему нельзя решить с одного какого-то конца. Есть три участника рынка услуг по сертификации ISO 9001: потребитель, производитель и органы по сертификации. Производители по собственной инициативе принимают решение о внедрении стандарта. Потребители относятся к сертификации качества по разному. Я думаю, они в большей степени ценят бренд, а не сертификат: если это такая-то фирма, значит качество такое-то. Сертификат иногда потребителя интересует: «вы мне дайте сертификат, а я потом пожалуюсь». Наиболее «продвинутые» смотрят на орган, который выдал документ о соответствии, а иногда даже на то, где этот орган зарегистрирован.

- Что же делать?

- Даже жулик, который продает контрафактную водку все-таки заботится по- своему о качестве. Я хочу сказать, что любой производитель уже имеет какую-то систему обеспечения качества и доволен ей, не очень заинтересован в переменах, связанных с настоящей сертификацией. Зато предприниматель ответственен за качество продукции – это сфера его ответственности. Поэтому, я считаю, нужно уходить от сертификации по ISO 9001 в сторону декларирования соответствия ISO 9001: я экономлю деньги на оценке соответствия, но если пошли проблемы с качеством, то ко мне приходят и смотрят: соответствую ли я ISO 9001 или «Шесть сигм». Если не соответствую, то получаю штрафные санкции.

К декларированию подталкивает и лжесертификация, которая у нас распространена. Есть компании, которые продают фиктивные сертификаты – не предоставляя реальной услуги, они имеют возможность вытеснять с рынка добросовестные компании, так как могут предлагать гораздо более низкие цены. Это очень серьезная диверсия против настоящих органов по сертификации.

- Спасибо! - Всего доброго!

Читать на сайте 1CERT.RU