?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

В течение всего 2013 года вокруг разработки проекта новой процедуры по оценке условий труда проходили довольно оживленные общественные обсуждения. Профсоюзные комитеты, работодатели, исполнительные органы, ответственные за разработку закона, сообщество экспертов в области охраны труда (ОТ, - ред.), общественная палата Госдумы на протяжении всего времени вели тесное сотрудничество, чтобы достичь общего консенсуса в вопросах организации порядка проведения процедуры. При этом главной целью являлось: соблюдение интересов и прав всех сторон-участников новой процедуры - работников, работодателей и аккредитованных организаций, полномочных на проведение СОУТ. В итоге Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (СОУТ – Спецоценка, - ред.) № 426-ФЗ был принят Госдумой 23 декабря 2013 года, одобрение Совета Федерации получил 25 декабря 2013 года, утвержден Президентом РФ В.В. Путиным 28 декабря 2013 года. Официальной датой введения в действие нового порядка считается 1 января 2014 года. С этого момента СОУТ считается единственной процедурой, с помощью которой осуществляется оценка условий труда.

Спецоценка существовала и до утверждения ее в качестве единственного института в области оценок условий труда. Главное предназначение ее состояло в том, чтобы освободить работодателя от уплаты дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР, - ред.).



Цитата: ‘Дополнительные страховые взносы были введены с 1 января 2013 года. В соответствии с ним каждый работодатель обязан выплачивать взносы в ПФР за работников, которые досрочно выходят на пенсию, в связи с трудовой занятостью на вредных и опасных видах производствах. Размер взносов зависит от того, к какому списку принадлежит вид работ. Если на 2013 год для первого списка он был равен 4%, а для второго – 2%, то с 1 января 2014 года выплаты увеличены в полтора раза – для списка №1 – 6%, для списка №2 – 4%’


Смысл выплат дополнительных взносов состоит в том, что если у работодателя имеются рабочие места, которым положены гарантии и компенсации, он обязан делать исчисления в ПФР в пользу данного работника. С введением спецоценки в новый статус, функция по освобождению работодателя от страховых выплат сохраняется. Но смысл теперь таков: если по результатам СОУТ на этих рабочих местах, входящих в списки, не будет выявлено неудовлетворительных факторов, работодатель не будет выплачивать страховые взносы в ПФР. Если ВОПФ обнаружены, страховые выплаты осуществляются им в прежнем порядке по процентной ставке, определенной ПФР на текущий год. Подробности читайте здесь.

Помимо этой функции, СОУТ была дополнена следующими: выявление вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ВОПФ, - ред.), установление класса условий труда, периодичности медицинских осмотров, разработка и реализация плана мероприятий по устранению ВОПФ и улучшению условий труда, расчет скидок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и др. Все эти цели были заимствованы из ранее проводимой аттестации рабочих мест (АРМ, - ред.). Объясняется все это тем, что АРМ и СОУТ были объединены и выделены в новый самостоятельный институт – спецоценка условий труда, которую обязан проводить каждый работодатель, в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Выбор в пользу названия СОУТ был сделан по причине того, что оно больше отражает цели и задачи, на которые должна быть направлена процедура оценки.

Сам же порядок в новой СОУТ практически схож с АРМ. Единственное, что впервые был включен этап идентификации, декларирования, изменен порядок передачи результатов спецоценки, появились более жесткие требования к участникам процесса. Предлагаем Вам  узнать подробности в материале: «Чем СОУТ отличается от АРМ?»
Читать на сайте 1CERT.RU