?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Нововведения действуют с 1 января 2014 года, и теперь каждый работодатель, согласно статье 212 Трудового кодекса РФ, обязан проводить не аттестацию рабочих мест (АРМ, - ред.), как то было прежде, а специальную оценку условий труда (СОУТ – Спецоценка, - ред.) в соответствии с законодательством о СОУТ. Регулирующим законом для проведения новой процедуры является Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ, принятый 28 декабря 2013 года.

Об отмене АРМ предупредили еще за год до внесения изменений в трудовое законодательство. До момента принятия окончательной версии закона каждый мог принять активное участие в его разработке: вносить свои предложения, замечания, оставлять комментарии. По вопросам принятия нового порядка прошло множество дискуссий, круглых столов, конференций, семинаров, где всевозможные проблемы и препятствия рассматривались с разных позиций, и принималось общее решение. Открытый диалог ведомства в лице Минтруда позволил учесть интересы всех сторон и создать единый механизм оценки условий труда – СОУТ.

В частности, главной задачей при упразднении существовавших институтов в контексте проведения пенсионной реформы являлось сохранение прав и гарантий работников. Уполномоченные лица Минтруда не раз в своих выступлениях подтверждали, что если процесс несколько видоизменяется, и в ряде случаев затрагиваются не только интересы работников, но и работодателей, ведомство не намерено лишать работников их законных прав. Но судить о ситуации нужно объективно. Если по результатам спецоценки подтверждается, что работник трудится в неудовлетворительных условиях, работодатель обязан предоставлять ему гарантии и компенсации и при этом выплачивать повышенные дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР, - ред.). Если условия труда соответствуют нормативам в области охраны труда (ОТ, - ред.), невзирая даже на то, что рабочее место входит в состав списков, предоставляющих льготные условия работы, гарантии и компенсации работнику предоставляться не будут. Но тот стаж, который он уже успел накопить к этому времени, никуда не исчезнет, и если вдруг по результатам следующей СОУТ выявится вредность и опасность на рабочем месте, работнику вновь возвращаются его права и гарантии.

До 31 декабря 2018 года в области спецоценки будет проходить переходный период. Столь долгий промежуток дается для того, чтобы организации, оказывающие услуги в этой области, да и сами работодатели смогли плавно перестроиться на новые принципы и новые методы работы. А пока организациями, проводящими СОУТ, будут аттестующие организации. До истечения срока действия аттестата аккредитации лаборатории, они могут беспрепятственно проводить данную процедуру, но не позднее указанной даты. Специалисты по АРМ также могут продолжать работать в данной должности. Для них переходный период заканчивается 31 декабря 2014 года. С этого момента, чтобы и далее проводить СОУТ, они уже должны иметь подтвержденную Минтрудом квалификацию эксперта организации, проводящей спецоценку.

Переходный период предусмотрен и для действия результатов АРМ, проведенной работодателями до принятия спецоценки. В соответствии с федеральным законом, они будут действительны до истечения срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года. И при определении размера дополнительных страховых взносов в ПФР, и при подаче отчета в ФСС, и при проверках Государственной инспекции труда и т. д. будут применяться равнозначно, что и результаты СОУТ. Компании, у которых АРМ не была завершена в 2013 году, по правилам уже не имеют права подавать документы по АРМ, так как сегодня единственным действующим порядком является спецоценка. Но Госинспекция труда пока проявляет лояльность к работодателям и будет принимать результаты о завершении АРМ до середины февраля 2014 года. Предположительно, что послабления будут действовать до принятия и утверждения методики проведения спецоценки.
Читать на сайте 1CERT.RU