?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись


Только я могу судить о цвете, – сказал дальтоник, – потому что я беспристрастен. (Веслав Брудзиньский, польский сатирик)


Есть самооценка на соответствие стандартам, оценка партнером – так называемый аудит второй стороны. Однако в стандарте ISO 9000 «Основные положения и словарь» сертификация определена именно как оценка соответствия стандарту третьей стороной. ISO 9000 – это «терминологический» стандарт одноименной серии стандартов Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.) по менеджменту качества. В эту же серию входит и ISO 9001. Оценка третьей стороной – значит независимой и незаинтересованной в проверяемой организации стороной. В жизни это реализуется благодаря существованию специализированных государственных, полугосударственных и коммерческих структур, которые предлагают предпринимателям услуги оценки на соответствие стандартам, техническим условиям – в целом, любым требованиям. Такие организации называются органами по сертификации. От обычной частной компании или государственной структуры их отличает существование механизма обеспечения беспристрастности или, во всяком случае, минимизации конфликта интересов. За счет чего же удается дать ответ на риторический вопрос: «а судьи кто»?

Любые требования к менеджменту компании – это на нынешнем этапе развития экономики дополнительные требования, которые нельзя вводить в систему государственного контроля продукции и услуг. Поэтому, ISO 9001 по всему миру относится к добровольной сертификации. Добровольная сертификация предполагает возможность для предприятия-кандидата на сертификацию выбрать того, кто ее будет осуществлять. Услуги предоставляются по договору. В этой ситуации включается механизм рыночной конкуренции, толкающий органы по сертификации соответствовать более высоким требованиям, которые на сегодня для них существуют и громко оповещать об этом клиентов, например, через институт аккредитации. Орган по аккредитации – это еще, образно говоря, куда большая «матрешка», которая удостоверяет качество услуг органа по сертификации точно так же, как орган по сертификации потом удостоверяет качество менеджмента предприятия-заказчика сертификации. Среди условий авторитетных органов по аккредитации (IAF, EA, UKAS и так далее, - ред.) касательно компаний, занимающихся сертификацией по ISO 9001, есть обычно выполнение требований ISO 17021, стандарта, регламентирующего аудит системы менеджмента качества. Если орган по сертификации хочет сохранять свой аттестат об аккредитации, он будет их выполнять, порукой этому – регулярные аккредитационные проверки. Что же в стандарте говорится об обеспечении беспристрастности органа по сертификации?

В пункте 5.2 «Управление беспристрастностью» говорится о том, что органы по сертификации должны гарантировать объективность своей деятельности, в начале своей работы сделать публично доступное заявление об ответственности за беспристрастность своих действий. Кроме того, ISO 17021 предписывает анализировать и документировать возможные при сертификации конфликты интересов. В соответствии с пунктом 6.2 орган по сертификации должен создать внутри своей организационной структуры комитет по обеспечению беспристрастности. В его задачи должно входить противодействие любым попыткам руководства органа по сертификации по коммерческим соображениям препятствовать объективному осуществлению работ по сертификации. Разумеется, для этого необходимо предъявлять определенные требования к составу совета. ISO 17021 предлагает соблюдать в подборе членов совета принцип баланса интересов. Ни одна из заинтересованных сторон не должна преобладать в комитете по обеспечению беспристрастности. Причем совокупность штатных и внешних сотрудников органа рассматривается как одна заинтересованная сторона. Руководство органа по сертификации должно раскрывать участникам комитета всю необходимую для их работы информацию. Если менеджмент сертификационной компании не прислушивается к мнению комитета, то тот должен иметь право обратиться в органы власти и проинформировать их о том, что творится в серторгане. Для анализа ситуации с беспристрастностью органам рекомендуется определить все заинтересованные в их работе стороны. Анализ комитетом по беспристрастности ситуации с объективностью сертификационных проверок должен проводиться не реже, чем раз в год.



Кстати: в руководстве ISO 9001 Auditing Practices Group, которое называется «Конфликт интересов и беспристрастность при оценке соответствия третьей стороной» («Third party auditor impartiality and conflict of interest», - ред.) дан перечень угроз беспристрастности внешнего аудитора СМК.


Читать на сайте 1CERT.RU