?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Выражение «менеджмент качества» вызывает у новичков в этой области приблизительные, но близкие к истине ассоциации. Хотя и тут может быть путаница с контролем качества. На самом деле, если контроль лишь пассивно проверяет на соответствие нормативам уже готовую продукцию, то большинство инструментов, с которыми работает менеджмент качества, направлены не на обнаружение брака, а на его предупреждение. Известно: болезнь проще предотвратить, чем лечить. Суть понятия «система менеджмента качества» (СМК, - ред.) составляет для многих людей большую трудность. Когда мы говорим об СМК, речь идет об управляемом комплексе методов, инструментов, практик, которые позволяют поддерживать качество продукции или услуг на предприятии и систематически его улучшать. Существует достаточно много стандартов, по которым можно внедрять СМК, там нет инструкции, как это делать, а только требования, которым на выходе должна соответствовать получившаяся система. ISO 9001 – наиболее популярный и востребованный стандарт на СМК в мире, свое положение он завоевал благодаря универсальности – подходит для работы в организации с любой специализацией, кроме того, он опубликован крупнейшей в мире Международной организацией по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, - ред.), что тоже не может не отражаться на том, что столь широкое распространение получил именно этот стандарт. Внедрить систему менеджмента качества – значит, в определенной последовательности построить ее элементы, опираясь на требования стандарта и обеспечить постоянное функционирование получившегося механизма. Еще важно не путать сертификацию и внедрение стандарта. Сертификация сводится к тому, что независимой оценке подвергается уже внедренная вами СМК. Это дает основание для выдачи документа о соответствии.

Итак, внедряя стандарт, нужно создать элементы СМК, которые будут отвечать требованиям. Однако в какой последовательности их выстраивать и о каких элементах идет речь? Про то, что при работе с ISO 9001 нужно будет завести множество видов документов, назначить ответственных за их ведение, актуализировать и изымать из обращения по мере надобности, слышали многие. Но документацией СМК не исчерпывается. Нужно выработать процедуры мониторинга ситуации с удовлетворенностью потребителей и состоянием самой системы менеджмента качества, затем понадобятся процессы систематического рассмотрения высшим руководством результатов мониторинга, по результатам чего руководители смогут предпринимать корректирующие и предупреждающие действия. Эти два инструмента и нужны, чтобы система не только сохранялась, но и развивалась. Чтобы была отлажена система управления документами (как, с помощью чего они управляют, кто несет ответственность, - ред.), чтобы у сотрудников постоянно были актуальные версии документов, а старые документы были всегда доступны. Помимо мониторинга информация к руководителям поступает еще и от внутренних аудиторов – соответствующим образом обученных сотрудников предприятия, которые осуществляют внутренние проверки СМК предприятия. Вот неполный список того, что должно эффективно работать и слаженно взаимодействовать.

Порядок введения в строй элементов СМК или, что – то же самое, порядок выполнения параграфов стандарта ISO 9001, зависит от конкретного метода. Их существует много, по сути, любая консалтинговая компания, предоставляющая помощь во внедрении системы имеет свои собственные приемы и своеобразие в практической работе. Есть предприятия, которые работают с ISO 9001 без помощи консультантов и у них складываются свои методы внедрения. Достаточно распространенным подходом к внедрению ISO 9001 является просто последовательное выполнение требований параграфов стандарта в той последовательности, в которой они следуют в тексте. Требования сосредоточены в параграфах с №4 по №8. Это достаточно логичный вариант, так как ISO 9001 излагает их по модели: от общего к частному. Параграф №4 является во многом обобщением, всего, что последует далее и содержит наиболее общие положения. Есть методы, где сначала внедряется параграф №8. У этого есть свои преимущества, так как именно этот параграф затрагивает вопросы внутренних аудитов, а запуск внутренних аудитов будет давать информацию о функционировании системы еще когда она только создается. В соответствии с прочими методами внедрения ISO 9001 часто даже не обязательно выбирать какую-то строгую последовательность имплементации стандарта, некоторые параграфы внедряют одновременно, например, достаточно часто с параграфов №8 и №5 работают одновременно. Некоторые консалтинговые компании в сфере СМК, внедряют все параграфы одновременно. Сфера менеджмента качества богата различными возможностями и самое сложное для предпринимателя, который входит в этот мир – это выбор. Это касается выбора методики внедрения, но встанет предостаточно других вопросов: как выбрать консультанта по внедрению, как выбрать орган по сертификации, кого назначить руководителем проекта, на какие процессы распространить действие системы. Голова идет кругом. Главное, помнить о своих приоритетах.
Читать на сайте 1CERT.RU